Сергей ДАНКВЕРТ: Здоровье нации – залог будущего страны

Во времена тотального дефицита начала 90-х любой продукт импортного производства в яркой этикетке приводил среднестатистического россиянина в состояние эйфории. Никого не желая обидеть, спешу сказать, что сама воспринимала «забугорные» шоколадки, жвачку и «Колу» как некий подарок судьбы. Как-то сразу забылось, что в советском детстве были и вкусные конфеты, и натуральная газировка, и мороженое без растительных добавок.

Возможно, мы жили не так ярко, как на капиталистическом Западе, но натуральность и безопасность продуктов, которые покупали к столу граждане Советского Союза, государство им гарантировало.

Разнообразием на прилавках сегодня никого не удивишь. Но все чаще с экранов телевизоров говорят то об овощах из стран Евросоюза с какой-то загадочной кишечной палочкой, то о рыбе и мясе, напичканных запрещенными антибиотиками. Информация об африканской чуме и вовсе не сходит со страниц газет. И что же получается: продовольственное изобилие аукнулось тем, что к нам хлынули непригодные для питания,  а то и вредные для человека продукты. И невольно спрашиваешь себя: есть ли в стране контролирующие органы, все еще обеспечивающие нам продовольственную безопасность? Есть! И с рядом вопросов, которые позволят прояснить картину, мы обратились к руководителю Россельхознадзора РФ  Сергею Данкверту.

 – Сергей Алексеевич, неотрадная картина складывается. Все лето нас пугали зараженными овощами и фруктами, которые поступали из Европы. То мясо через границу некондиционное перевезут, то «выловят» рыбу контрабандную. И людям хочется знать, кто стоит на страже их здоровья?

– Действительно, проблем немало, но к этому надо быть готовым. Сегодня Россия – открытое государство, и на наш рынок идет активное поступление различных видов продовольственных товаров, новых сор­тов сельскохозяйственных культур и аграрных технологий. Это естественный процесс интеграции в мировую экономику.

В 90-е годы этому вопросу уделялось недостаточно внимания. Как результат – появление на территории РФ многих видов карантинных вредоносных объектов, которых ранее не было. Распространились злостные сорняки. Все это потребовало неотложных мер по усилению контроля и надзора за фитосанитарным состоянием. В связи с этим в 2004 году было создано наше ведомство – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. К настоящему времени Россельхознадзор занял особое место. Он призван контролировать то, что каждый день попадает на столы россиян, оберегая их основные права – право на жизнь и право на здоровье.

– Прошло семь лет со дня образования структуры, многое изменилось. В частности, был образован Таможенный союз. Какова его роль в вопросах обеспечения фитосанитарной безо­пасности?

– Сегодня мы должны сформировать общие подходы компетентных органов стран СНГ к созданию эффективной системы обеспечения безопасности на всем нашем совместном аграрно-биологическом пространстве. Велико возрастание рисков поступления некачественной продукции при глобализации мирового продовольственного рынка. Но они были бы значительно ниже, если бы мы смогли увеличить оборот поднадзорных и подкарантинных товаров на территории СНГ, уменьшив зависимость от импорта из других регионов мира. Особенно актуальными вопросы обеспечения биологической безопасности становятся в связи с притоком инвестиций в аграрную сферу.

Таможенный союз сейчас и некоторое время назад, когда он только создавался, не одно и то же. И его созданию предшествовала серьезная работа.

За последние годы многое изменилось как в нашем сельском хозяйстве, так и в развитии отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья. Как ни странно, изменения, которые мы ждали от развития торговли непосредственно внутри стран СНГ, не произошли – случилось обратное. Многие наши коллеги, которые успешно занимали свое место на рынке, например, на рынке овощей, такие, как Казахстан, Армения, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан, с этих рынков практически ушли. Теперь тут совершенно другие страны, которые изначально заняли агрессивную политику. Такая же ситуация с импортом мясной и молочной продукции. Устойчивое развитие внутри стран Таможенного союза в производстве этой продукции, наверное, только у Белоруссии. Россельхознадзор практически не принимал никаких ограничительных мер к странам-импортерам, несмотря на то, что есть определенная глобализация в торговле продовольственными и товарами животного происхождения.

В рамках Таможенного союза сделано немало. В частности, принят ряд важных документов в соответствии с международными нормами и стандартами. Это соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), положение о порядке формирования и ведения реестра организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, единые формы ветеринарных сертификатов. Это уже сделано и в области фитосанитарного контроля.

Внесены изменения в систему инспектирования зарубежных предприятий, пересмотрены списки подконтрольных товаров для удаления излишних позиций и требований. Рассматривается вопрос о принятии дополнительных двусторонних сертификатов, основанных на международных стандартах, которые могут при этом отличаться от единых требований Таможенного союза. Помимо этого уже проведены двусторонние консультации со службами Колумбии, Канады, Австралии, Португалии и Тайваня, компетентными в области применения санитарных и фитосанитарных мер.

Все наши действия и в рамках Таможенного союза, и нашей политики в целом способствуют только одному – обеспечению безопасности продуктов питания. Это определяющий фактор здоровья нации, сохранения генофодна, качества и продолжительности жизни людей.

– И на фоне этого происходят два резонансных события. Признается утратившим силу 183-й закон, согласно которому осуществлялся контроль за качеством зерна и продуктами его переработки, а также выносится на обсуждение проект закона «О ветеринарии». Эти законодательные инициативы вызывают неоднозначную оценку экспертов…

– Опыт большинства крупных и экономически развитых стран свидетельствует об усилении мер безопасности и государственного контроля за качеством производимого и импортируемого продовольствия. Государства Юго-Восточной Азии и Африки, являющиеся основными потребителями российского зерна, ориентированы на его закупку с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества.

Между тем сегодня в нашей стране происходит оптимизация государственных контрольно-надзорных полномочий с целью снижения количества административных барьеров. Это коснулось и государственного контроля в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Мы уверены, что этот шаг может привести к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции. Ведь государственный контроль при экспорте и импорте выявляет ежегодно до 30 процентов некачественной и опасной продукции, вывоз и ввоз которой предотвращается или разрешается только после соответствующей подработки. Представьте, что будет, если этот конт-роль ослабить?

А вот новый закон о ветеринарии необходим. Нам нужна действенная, работоспособная, эффективная вертикаль исполнения государственной функции в этой области. Иначе не решить продовольственной проблемы.

Проект федерального закона «О ветеринарии» разработан в целях совершенствования законодательства о ветеринарии и призван заменить устаревший Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».

Законопроект устанавливает правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов России в области ветеринарии, определяет права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении ветеринарной деятельности. Документ регулирует отношения, возникающие при обращении на территории России, ввозе, вывозе и транзите подконтрольных товаров, проведении противоэпизоотических мероприятий, осуществлении государственного ветеринарного контроля и надзора.

Многие эксперты убеждены, что законопроект позволит решить ряд проблем в области ветеринарии: вопросы предупреждения и ликвидации карантинных и массовых особо опасных болезней животных, обеспечения безопасности продуктов животноводства в ветеринарно–санитарном отношении, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, охраны территории страны от заноса карантинных и особо опасных болезней животных из других государств.

– Другие же исследователи, напротив, полагают, что законопроект не лучшим образом скажется на работе ветеринарной службы, приведет к установлению административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской и иной деятельности или будет способствовать возникновению необоснованных расходов. Отмечено, что предлагаемый законопроект не только не обеспечивает функционального единства российской ветеринарной службы, но и законодательно закрепляет ее раздробленность. Как это прокомментируете?

– Повторюсь: в России необходимо восстановить единую государственную ветеринарную службу. В противном случае могут остановиться инвестиции в развитие животноводства, а рынок откроется для некачественной импортной продукции. Но нынешний проект закона требует серьезных корректив, и здесь я не могу не согласиться с экспертами, отыскавшими в нем «черные дыры». В частности, основной недостаток документа, нашедшего поддержку в Минэкономразвития, заключается в том, что часть важных полномочий он передает в регионы, не предусматривая достаточного финансирования. Кроме того, в нем заложены меры, которые могут ослабить режим контроля и открыть тем самым российский рынок для недобросовестных поставщиков. Проблема контроля за безопасностью осложняется еще и тем, что в стране существуют ведомственные ветеринарные службы, которые не подчинены Россельхознадзору. Предлагаемый законопроект не обеспечивает реальной защиты государственных интересов, поэтому и ветеринары, и бизнес-сообщество выражают серьезную обеспокоенность в связи c его возможным принятием.

Изменения нужны, но систему надо технологически усовершенствовать, осовременить, а не рубить с плеча.

- И что, на ваш взгляд, для этого необходимо?

- Особое внимание при доработке закона необходимо сконцентрировать на законодательном закреплении и формировании единой централизованной службы ветеринарного надзора. Раздробленность системы приведет к отсутствию согласованных действий служб на всей территории страны как при обычном функционировании, так и в случае возникновения вспышек опасных заболеваний, что несет прямую угрозу жизни и здоровью населения. Предполагаемая законопроектом схема разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями, а также приведенная оценка экономии средств федерального бюджета при передаче функций субъектам не учитывают рост производства в отрасли и ограниченность региональных бюджетов. А отход от принципов формирования единой системы ветеринарного надзора и отсутствие четкой понятийной базы создают предпосылки к созданию коррупционных схем.  При совершенствовании системы ветеринарного контроля целесообразно законодательно закрепить механизмы взаимодействия между всеми звеньями национальной ветеринарной службы как элементами единой системы. Отсутствие гармонизации в отечественной системе национальной ветеринарной службы не будет способствовать росту конкурентоспособности России на рынках продовольствия, так как страна будет расцениваться торговыми партнерами как потенциальный источник патогенов. Также следует уделить внимание закреплению преимущественно государственной роли в осуществлении ветеринарного надзора. Предполагаемое введение института ветеринарных экспертов и исключение государства из процесса осуществления ветнадзора не соответствуют международным стандартам и кодексам OIE, законодательствам Таможенного союза и ЕС, а также базовым документам Всемирной организации здравоохранения. Согласно санитарным и фитосанитарным соглашениям Всемирной торговой организации (ВТО) разработку международных стандартов в области ветеринарного контроля ведет Всемирная организация здравоохранения животных (World Organisation for Animal Health (OIE). Нормами OIE именно на ветеринарные службы возложено обеспечение благополучия стран по особо опасным и другим заразным болезням животных, а также эпизоотического надзора, профилактики и борьбы с болезнями, в том числе общих для человека и животных. Под надзором OIE понимается комплекс долговременных и систематически проводимых мероприятий по сбору, обобщению и анализу ветеринарной и санитарной информации, предусматривающий также оперативное доведение этой информации до ответственных лиц для принятия ими надлежащих мер. Ветеринарные службы находятся в ведении государственных ветеринарных организаций. По оценкам экспертов санитарные и фитосанитарные нормы ЕС, а также система ветеринарного контроля являются одними из самых строгих и консервативных в мире. Они позволяют не только поддерживать биобезопасность в регионе, но и обеспечивать потребительский спрос на продовольствие высокого качества в Евросоюзе, а также способствуют увеличению конкурентоспособности европейских товаров на мировом рынке.

– Иными словами, закон «О ветеринарии» требует серьезной доработки.

– Да, и мы надеемся, что наши законотворцы подойдут к работе со знанием дела. Этого требуют интересы страны и каждого, кто в ней живет.

- Сергей Алексеевич, фитосанитарный и ветеринарный надзор на территории Курской области и соседней Орловской осуществляет управление, возглавляемое Евгением Николаевичем Дубровиным. Как бы вы оценили работу вашего подведомственного управления, каковы достижения и перспективы, какие задачи в рамках обеспечения продовольственной безопасности удалось успешно решить его специалистам?

– Впервые за долгие годы в аграрный сектор нашей экономики пришли серьезные инвестиции, и что особенно отрадно – это деньги отечественного бизнеса, поверившего в перспективы развития сельских регионов, нацеленного на достижение самообеспечения страны продовольствием. Перед Россельхознадзором это ставит новые цели, повышает его планку государственной ответственности за обеспечение целого ряда важнейших аспектов национальной безопасности – биологического, продовольственного, экономического, инвестиционного, социального. Мы готовы к новому этапу нашей работы и надеемся, что в ближайшее время будут приняты законодательные акты, полностью учитывающие национальные интересы России в деле обеспечения и безопасности агропромышленного комплекса, и всех нас, потребителей сельхозпродукции. Нужно понимать, что основной вопрос не столько в том, что важно выявить нарушения. Прежде всего должна быть создана система предупреждения их возникновения. В управлении, возглавляемом Евгением Николаевичем, достаточно чётко выстроены системы ветеринарного и фитосанитарного надзора. Курская область граничит с Украиной, отсюда немало проблем, связанных с многочисленными перемещениями мелких грузов. Нам говорят: «Ну что же делать – люди ездят, везут что-то с собой». Но надо как-то упорядочить этот процесс, в конце концов в других странах не возникает серьезных проблем в связи с тем, что люди едут за границу с колбасой или растениями. В этой связи мы предлагаем ввести более серьезные подходы к такой ситуации в рамках Таможенного союза. Если везут «что-то» с собой, то должны быть серьезные гарантии страны, которая этих людей отправляет. В противном случае, закрывая глаза на эти «мелочи», мы сами способствуем распространению у себя ряда заболеваний. Достаточно, например, всего пяти килограммов зараженного картофеля, чтобы на месте его посадки получить очаг нематодного заражения и дальнейшее распространение болезни. Как все это связано с ответственностью руководителя? Напрямую. Только созданием системы и усилением личной ответственности каждого можно достичь необходимого результата.

– На ваш взгляд, насколько важна личность руководителя управления для успешной работы структуры? Какими качествами он должен обладать? Можем ли мы говорить об особом стиле руководства, и каков этот стиль в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям?

– У Евгения Николаевича есть одно неоспоримое достоинство – серьёзный опыт работы в органах исполнительной власти. Он не только дал ему возможность ознакомиться изнутри с тем, как действует государственная машина, но и выработать те качества, которые необходимы современному руководителю: целеустремлённость, умение выстроить работу с учётом потребностей времени, используя современные достижения и опираясь на проверенную базу. Знаю, что этот год у него особенный, юбилейный. Пользуясь случаем, хочу пожелать ему здоровья, семейного благополучия и профессионального роста, а всем сотрудникам возглавляемого им управления новых успехов и достижений.

Оксана ПРОТОНИНА


Справка VIP

Россельхознадзор – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственные функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.

Не улучшается ситуация с африканской чумой. В период с 2007 года и по настоящее время вспышки этого опасного заболевания зарегистрированы на территории 20 субъектов Российской Федерации. К сожалению, эта проблема не обошла стороной и курский регион, где был объявлен карантин по африканской чуме. Слаженная и координированная работа специалистов Россельхознадзора во многом способствовала выявлению этой особо опасной болезни и стабилизации ситуации. Более того, в Управлении Россельхознадзора по Орловской и Курской областям была открыта «горячая линия».



< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 05-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий