Все преходяще, а музыка вечна!

Есть в журнале «VIP» рубрика – «День, ставший историей». Понятно, что не всякий материал под нее подходит – только рассказывающий о масштабном событии. Но как определить масштабность события?

Наверняка вариантов ответов найдется множество. Если, философствуя, говорить «на тему вообще». Но если обратиться к конкретике, то не слишком-то и много выпадает масштабных событий на долю отдельного человека. Но бывает, случаются совпадения, когда одно событие имеет огромную важность и для индивидуума, и для города, а то и для всей страны. И тогда мы говорим, что произошедшее – событие не только года, но и века.

Чем дальше в прошлое отодвигается оно от нас, тем больше проникаемся мы сознанием его значительности и эпохальности: «Большое видится на расстоянии». И когда-нибудь потомки, изучая нашу эпоху, отметят вовсе не каждого из конкретных нас, а героя того самого «события года», свидетелями которого мы оказались. Обидно? Но что поделаешь, если так есть?! Впрочем, Богу виднее, и не нам Ему указывать, чье имя вносить в анналы истории.

Высокое служение его

Событием ХХ века стал день рождения гениального композитора Г.В. Свиридова. Напомним: 16 декабря 1915 года в уездном городке Фатеж Курской губернии, в семье почтового служащего и учительницы родился мальчик, которого назвали Георгием – в переводе с греческого, «возделывающий землю». Это имя стало пророческим: когда мысленным взором окидываешь наследие Георгия Васильевича, дух захватывает и от объема оставленных нам произведений, и от их мощи. Главное, что поражает: все они – как удивительный семенной материал, который маэстро, возделывая еще не тронутые почвенные слои Искусства, на протяжении всей своей жизни вкладывал в мировую музыкальную культуру – будто сеятель в плодородные черноземы. Свои труды Свиридов так и воспринимал – как высокое служение. Не зря же он сказал о своем предназначении: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Бог так устроил, что Георгий Васильевич духовные силы черпал из глубинной связи с родной землей – он ее чувствовал и умел передать это нотами.

Как утверждает художник Николай Евдокимов, «поэзия для Свиридова была второй великой страстью». И не мудрено, что мастер, тонко чувствовавший поэзию, сумел душой прочитать произведения многих писателей и дать им музыкальный язык, вторую жизнь.

Великий русский писатель В. Распутин сказал: «Свиридов сам дал и объяснение своему феномену, богатству и высоте своего дара: «Для меня Россия – страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа». А о творческом процессе композитор говорил: «Когда сочиняешь музыку, она сочиненная и выходит – изобретенная. А в большинстве случаев музыка сама является – только записывай». (Из книги «Близкое прошлое». Георгий Свиридов в воспоминаниях современников», составленной А.Б. Вульфовым).

Не потому ли и звучат его произведения так доступно для восприятия – будто рожденные автором, по единой кроветворной системе перетекают, соединяясь с ними, к слушателям. А ведь за внешней простотой их угадываются и драматические раздумья автора, и его философские искания. И не эта ли мнимая простота позволила произведениям гениального мастера без труда прожить минувшие годы и устремиться дальше и после смерти автора, и после его векового юбилея?

Да, поистине: у каждого человека есть день рождения, но только день рождения редчайших личностей становится прологом к рождению целого духовного мира – как в случае со Свиридовым. 100 лет прошло с момента, когда факт его появления на свет стал событием века. Сколько миллионов человек за эти годы родилось! Сколько десятков тысяч человек внесли что-то ценное в развитие нашего государства за минувший период? Сколько талантливейших россиян вошло в мировые списки лидеров, венчающих достижения в той или иной сфере! Но как не ищи, а не найти среди них еще одного такого гения, как наш земляк Свиридов, однажды явившийся в мир с именем Георгий – «возделывающий землю»: а разве душа наша – это не сад, возделывая который, обязан трудиться каждый, покуда жив?!

Поразительно, но его гений оставил нам не только огромное музыкальное наследие, но еще и малоизученное богатство писем, дневниковых записей, в которых хранятся его мысли, философские искания, поражающие своей откровенностью и глубиной.

Различимые знаки судьбы

Да, событие века двадцатого медленно уплывает в глубь эпохи, и столетие со дня рождения Г. В. Свиридова стало уже событием века двадцать первого, и сейчас наступает в России осознание масштабности трудов курского гения.

Как прозорливо сказал искусствовед Андрей Золотов, «Знаки жизни Свиридова – в вечности, культуре нашего мира, нашем сердце – это его музыка, небесно правдивая, поэтически реальная, возвышающе трагическая, будто нерукотворная. Нам дорога каждая его нота и запечатленная мысль. Нам дорог он сам – не удаляющийся во времени, но приближающийся». Может быть, еще и потому приближающийся, что мы и сами-то развиваемся, ориентируясь на близких нам по духу гениев, стараясь дотянуться до их понимания. Ведь не зря же Николай Евдокимов, говоря о Георгие Васильевиче, сказал: «Немеркнущим светом душа расплескалась над Русью»...

Надежда ДОБЫЧИНА



С утра до позднего вечера в Курске 14 декабря, что называется, зима вовсю чудесила, устроила снежную мистерию: оттепель вместе с метелью, снег зарядами… Поневоле всплывали в памяти стихи: «Мело, мело по всей земле, по всей планете…». Именно на таком фоне в областном центре проходили торжественные церемонии, посвященные 100-летию со дня рождения композитора Г.В. Свиридова. Как будто сама природа решила поучаствовать в постановке пушкинской «Метели» – ну просто мистика какая-то.

Но церемонии состоялись! В них приняли участие руководители города Курска, областного комитета культуры, а также гости курян, приехавшие из Белоруссии, Украины, Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Пскова, Владимира, Новороссийска, Екатеринбурга, Магнитогорска, Красноярска, Иркутска и других городов; некоторые привезли с собой творческие коллективы, посчитавшие своим долгом выступить перед курянами на концертах, литературных встречах.


Утром областной комитет культуры организовал открытие мемориальной доски на здании театра кукол (ул. Радищева,2), во дворе которого, во флигеле, в 1924-1928 годы жила семья Свиридовых. Автор – заслуженный художник России И.А. Минин.

Заметим, что на том самом домике, где семейство проживало, еще десять лет назад уже была установлена мемориальная доска. Но, видимо, рассудив, что ухоженный особнячок стоит во дворе и мало кто видит доску, чиновники решили вынести информацию на оживленную улицу. Кашу маслом не испортишь? Может быть. Только вызывает недоумение: почему же сотрудники областного комитета культуры допустили, чтобы на новой доске фамилия Свиридова написана с «маленькой» буквы?


После открытия мемориальной доски погода немного утихомирилась. Но, когда общественность собралась на митинг возле памятника прославленному композитору на улице Ленина в честь открытия городского сквера имени Г.В. Свиридова, зима будто спохватилась и зарядила опять метелью. Тем не менее и это мероприятие состоялось. На митинге выступили руководители города Курска и почетные гости юбилейных торжеств.

А вечером в Курском областном драмтеатре состоялся большой торжественный вечер. Перед собравшимися выступил губернатор Курской области А.Н. Михайлов:

– Это по нашей инициативе развернулись по всей стране такие масштабные мероприятия в честь 100-летия Георгия Васильевича Свиридова, – сказал он. – Мы благодарим Президента Российской Федерации Владимира Путина за то, что поддержал наше предложение, и благодаря этому вместе с курянами празднование юбилейной даты композитора поднялось на такую высоту. Итог года показывает: мероприятия, проведенные у нас в области и в других регио­нах, прошли интересно, полезно, оказались насыщенным и, я думаю, внесли такую хорошую, живую струю в нашу жизнь, – подчеркнул губернатор.


В этот же день в Курске состоялась презентация вышедшей в 2015 году книги «Неизвестный Свиридов», авторами которой являются заслуженный деятель искусств России, вице-президент Российской академии художеств, писатель, искусствовед и критик А.А. Золотов и народный артист СССР А.Ф. Ведерников, предоставивший свой личный фотоархив.

Вручая редакции книгу «Неизвестный Свиридов. Знаки судьбы», Андрей Андреевич написал на ней трогательные слова: «Высокочтимым читателям и сотрудникам журнала «VIP» –с признательностью за открытость к музыке Г.В. Свиридова – сына России, великого композитора ХХ столетия, открывшего Россию миру!»


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 06-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий