Геннадий Шишлин: Родину надо любить!

Поэт, композитор, музыкант. Сегодня его талантом  и мастерством восхищаются ценители народного творчества не только в Москве и других городах России, но и за границей. И тем более он хорошо известен поклонникам русской песни в Курске и области, ведь его артистическая судьба начиналась в соловьином крае, с которым он связан генетически.

Заслуженный артист России Геннадий Шишлин отмечает «юбилей в кубе»: собственное 60-летие, 30-лет на сцене, 35-летие семейного и творческого союза с Валентиной Ворониной, заслуженной артисткой России, курянкой. Мастерство, профессиональный опыт и вкус позволяют ему давать собственную, подчас неоднозначную оценку современной исполнительской культуре народной музыки.

Встреча с юбиляром и подробный разговор о том, как фольклор формирует тот самый русский характер, состоялись в редакции журнала «VIP», когда Геннадий Шишлин с супругой приезжали на родину.

– Здесь, у ваших истоков, хочу спросить, почему решили посвятить себя народной песне?

– Это решение было органичным. Моя бабушка – курянка, дед – из донских казаков. Мне как музыканту помогали формироваться музыкальные и культурные традиции этих двух могучих и древних песенных краев. Я рос среди песенного раздолья, слушая казачьи, украинские песни, а также кавказских народов и нашей древней курской земли.

Любовь к музыкальному фольклору мне в наследство передала и мама. Она была душевно тонким человеком - пела, играла на гитаре, гармони и балалайке. С девяти лет я уже аккомпанировал ей на свадьбах и днях рождения. Обладая абсолютным слухом, мог наиграть все тогдашние шлягеры, народные песни.

Родители чутко уловили мой интерес к музыке, когда мне было 6-7 лет, и отвели заниматься в музыкальную школу. Затем я окончил музыкальное училище, институт, десятилетия работы на эстраде – вот те ступеньки, по которым шёл к своему сегодняшнему юбилею.

– Как возникла потребность сочинять самому? Что вдохновляет на создание стихов? музыки?

– Желание и потребность писать музыку сливаются вместе, когда есть накопленный багаж и опыт. Чтобы их получить, надо начать с обязательной базы:  обучения в музыкальной школе,  затем  в музучилище. Здесь я осваивал не только баянное мастерство, но и с большим удовольствием пробовал играть на фортепиано, балалайке, трубе. Такой опыт помог продолжить образование в институте культуры в Москве. В студенческие годы было много стимулов к самостоятельному творчеству. Главный – это конкурс на лучшее написание «Фуги на собственную тему». Свою я написал очень быстро и занял первое место. Эта победа вдохновляла.

Самое непосредственное влияние на мое сердце, конечно, оказывала музыка, особенно народная, которая повсюду звучала – на радио, телевидении, в кино. Разнообразные, очень качественно и профессионально написанные и талантливо исполненные произведения.

Главным событием и в дальнейшем смыслом всей моей жизни стала встреча с однокурсницей, студенткой группы народного хора Валей Ворониной. И здесь пригодился весь мой музыкальный опыт и багаж! Я – казачок-баянист, она – курянка-народница, умная и красивая женщина. Что лучше можно было придумать для творческой семьи? С тех пор она моя муза, любимая жена. Валентина Воронина – мой дорогой «курский соловушка», для которого я пишу свои лучшие песни.

– Что самое важное и дорогое вы выделяете в народной песне, чтобы это донести и до зрителя?

– Ее мелодизм, душевность. Народная песня бесконечно глубока по содержанию. Благодаря правильному сочетанию слова и музыки, глубине переживаний и эмоциональности она проникает в душу человека, обращается к его вековым ценностям, переживаниям. Мой педагог однажды очень точно сказал: «Учитесь петь «piano»(тихо), тогда вы сможете петь народные песни!»

– Как же выдержать исполнителю народной песни грань между традицией и современным влиянием, чтобы не скатиться к застольно-ресторанному ширпотребу и быть интересным новому поколению зрителей? Чем зацепить молодежь?

– Иногда современные прочтения фольклора сделаны исполнителями очень талантливо, но большинство певцов и коллективов народную песню исполняют чисто технически, не понимая ее глубины и сути. И вот тут мне понятнее и ближе песня, которая звучит во время застолья – даже в ресторане. Да, за столом пели всегда. Поют и сегодня, продолжая сохранять народную культуру.

Ну а для молодёжи, чтобы сегодня говорить на её языке, музыканты-народники должны создавать мощные, современные и, я бы сказал, «вкусные» аранжировки, которые сделаны как минимум музыкантами, понимающими и знающими специ­фику народной музыки и песни.

– 30 лет на сцене – колоссальный опыт. Есть кому его передавать?

– С семи лет с нами на одной сцене работает дочь, а теперь и внучка София ни дня не проводит без просмотра концертных выступлений, особенно Валиных. Так и говорит: «Хочу смотреть любимый клип «Спой мне песню, Валентина!» Так что есть кому передать и знания, и опыт, и вкус.

– С кем приходилось работать на одной сцене, сотрудничать?

– Встреч бесконечное множество: с мэтрами кино, эстрады, театра. Одна из них, с Анатолием Шалаевым, великим русским баянистом, композитором, особенная. Однажды я попал на творческий вечер, где он рассказывал о фильме «Волга-Волга» и своей роли мальчика-дирижёра того оркестра, с которым пела Любовь Орлова. Мне посчастливилось работать на одних площадках с известнейшими в мире искусства людьми: Петром Глебовым из «Тихого Дона», танцором Махмудом Эсамбаевым, легендарной Аллой Баяновой, в концерте памяти Лидии Руслановой, посвящённом её столетию, пели нашу известную курскую песню «Комарики-комарочки мои».

В годы работы в Курской филармонии состоялась знаковая для меня и Валентины Ворониной встреча с Людмилой Зыкиной и Виктором Гридиным. Людмила Георгиевна, увидев мою супругу, сказала, что «творческая жизнь обязательно сложится, потому что у Валентины всё для этого есть: и голос, и талант, и образование, помноженные на красоту!», – и пожелала ей успехов и вдохновения.

С курской землей меня многое связывает и сегодня. Одну из песен я написал на стихотворение местного автора, поэта Николая Шумакова, другую – «Офицерская дочь» – на стихотворение Ларисы Георгиевой. Она живёт в Железногорске, работала в музее «Большой Дуб» и очень хорошо знает историю родных Валентины, погибших в годы войны. «Офицерская дочь» – это песня-исповедь, которую Валентина всегда исполняет в память о тех, кто принял смерть тогда, чтобы мы жили в мире сегодня.

– Вы много и подолгу гастролируете за рубежом – гордитесь нашей страной? русской песней?

– В любом уголке мира, и это мы проверили в 25 странах, наша народная песня понятна любой аудитории. Мы поем со всей искренностью, задором, глубиной и проникновенностью. Это не оставляет равнодушным никого. Нас очень тепло встречали и испанцы, и французы, и японцы. Последние, кстати, считают, что с русскими имеют очень похожее по глубине и тонкости чувство прекрасного. Зарубежная публика хотя и подвержена политическим изменениям в отношении к России, но в основном Россию любят и понимают.

Желание остаться за границей никогда не возникало, но об этом часто интересовались знакомые и друзья. Благодаря разлуке острее сопереживаешь всему, что происходит на Родине. Родину любить не трудно, хотя в корне слово «труд». Родину надо любить «просто». В концерте прозвучит премьера песни «Я тобою, Россия, горжусь!», в которой передаю на языке музыки личное отношение к моей и, не побоюсь сказать, нашей сегодняшней Родине.

– Гармонь (баян) и народная песня – органическое слияние. Гармонист – первый парень на деревне... Как инструмент помог вам в жизни – творческой, личной?

– Баян (гармонь) и народная песня – неразделимые компоненты народной исполнительской культуры. Со всеми переживаниями: дефолтами, кризисами, стихийными бедствиями наша творческая семья справляется только благодаря баяну и народной песне.

Сегодня баян звучит на концертных площадках по всей России, пусть не во весь голос, как раньше, но он заметен, слышен – и это радует. Уверен, он верно будет служить песне, а значит, помогать людям жить, радоваться и петь!

Екатерина ГОРНОСТАЕВА


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 05-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий