– Все получилось случайно и в то же время удачно. После окончания Иркутского театрального училища приехала в Северную столицу. Но что-то подтолкнуло перед первым туром в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии подойти к педагогу, принимающему экзамен, и спросить: что делать – учиться или работать? Могла же она сказать: пробуйте, поступайте. Но ответ был немного неожиданным и уж точно не такой, чтобы просто отмахнуться от него: «Вам 21 год. Когда закончите, будет 26 – для актрисы уже возраст. Вам лучше искать свой театр». А вскоре так случилось, что я увидела афишу Курского драмтеатра, она и предопределила мою актерскую судьбу. Это не просто совпадение. Уверена: нас кто-то по жизни ведет.
– Какой зритель вам ближе?
– Думающий. Вот ты сыграл какую-то «краску», которую можно определить одним словом, а зритель рассказывает о том же так много, так ярко! У нас в Курске особая, очень благодарная публика – что отмечаю не только я и мои коллеги по театру, но и гастролирующие актеры.
– Вы счастливы?
– Недавно услышала мнение, что человек не может быть счастлив. А у меня все в жизни сложилось: любимая работа, хороший коллектив, семья. Муж не работает в театре, но понимает, что это за профессия, поддерживает и помогает. Ему, как и мне, все интересно, хочется постоянно двигаться вперед. В этом мы похожи, это нас и сближает. И в театре, и за его стенами меня окружают творческие, позитивные, мудрые люди. Если чего-то не знаю, не понимаю, могу выяснить у окружающих.
– Неужели не испытали на себе то, о чем твердят многие знаменитые актрисы, рассказывая «страшилки» о взаимоотношениях в труппе?
– У нас в театре атмосфера доброжелательная – так сложилось, заведено актерами старшего поколения. Всем всегда хотелось только одного – работать, и такая возможность была. Я же пришла со студенческой скамьи и сразу попала в два больших спектакля. И коллеги старались меня опекать, подсказывать, а то и просто подкормить. Никогда никаких «шпилек». 30 лет делим одну гримерку с актрисами-подругами: заслуженной артисткой России Ольгой Яковлевой, Любовью Сазоновой, Мариной Кочетовой. Мы стали родными. Все наши беды, проблемы, роли переживаем вместе, советуемся, поддерживаем друг друга. Конечно, повезло с театром, коллективом. Мы же много ездим и слышим об интригах, зависти в других труппах, но у нас подобного нет.
– Ваш бенефис необычен для актрисы. В спектакле по пьесе Ильи Сургучева «Осенние скрипки» вы не только сыграли главную роль, но и дебютировали в качестве режиссера.
– Я не считаю себя режиссером в полном смысле данного слова, так как все равно оцениваю события, происходящие на сцене, как актриса – излишне эмоционально. Но самостоятельная работа в новом качестве помогает понять, чего ты хочешь. Это проба, движение вперед, испытание самой себя. Потому что лучше все-таки попытаться что-то сделать, а потом даже поругать себя, если не слишком хорошо получится, чем стоять на одном месте. Позаимствовав у автора идею «театр без занавеса», я попыталась создать свою версию спектакля. Для себя определила его жанр как сценическую фантазию по пьесе, написанной 100 лет назад и поставленной на сцене нашего театра. Было интересно, как часто современные театры обращаются к этой постановке, каким магическим образом складываются даты и времена, а в условном пространстве – истории человеческих судеб. Размышляя на тему бесконечности любви, я веду внутренний диалог не только с героями, которых автор наделил духовными и душевными силами, но и со зрителями. Театр без занавеса – сама Жизнь, движение мыслей, чувств, страхов, сомнений…
...В отличие от работающих в других жанрах профессионалов, которые могут себе позволить дождаться озарения и только потом творить, Людмила Мордовская включается в сценическую жизнь еще до первых шагов на сцене. Она – профессионал высокой пробы, и ее актерское вдохновение начинает работать сразу после третьего звонка
София СТАСОВА