Маяковский возвращается!..

2015-й в России объявлен Годом литературы. Произошло это благодаря Президенту Российской Федерации В. В. Путину, который, выступая еще в 2013 году на Российском литературном собрании, сказал: «Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона».

Звучит как органная музыка – энергично, вдохновляюще. Так и восприняли слова главы государства настоящие мастера культуры и писательского дела, которыми не оскудеет земля русская. Да и как не откликнуться, когда душа, напитанная высокими образцами литературы и искусства предыдущих поколений, отведав вкуса новой эпохи, уже животрепещет в предвкушении выдачи на-гора драгоценного жемчуга – рожденных в сомнениях и озарениях новых тем и образов, форм и выразительных средств, чтобы раскрыть миру себя.

Самовыражение художника, как это ни банально звучит, – процесс длиною в жизнь, независимо от конечного результата. Потому что творческое здравствование не равно физическому существованию – оно, согретое и освещенное «от Бога», несомненно, плодотворнее и ярче, хотя может быть и короче, нежели ровное проживание-прозябание, о чем говорят: «экий он никчемный человек – только белый свет коптит».

Особенно жестко это касается поэтов. Потому долгожителей среди них – считанные единицы. Не зря же вход в мир поэзии освещает не электрическая лампочка, а эквивалентная божественному светилу аксиома: «Поэт – это прежде всего судьба». Примеров – несть числа в разных поколениях творцов. Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский…

Кстати, о Маяковском. Глянешь только на его портрет – и становится понятно: перед тобой не человек, а человечище, такая поэтическая глыба! Уникальнейший поэт! Ни до, ни после него не было в нашей поэзии подобного «горлопана-главаря», который мог из своей луженой глотки извлекать не только литавров медь, но и лирику, когда он будто не стихи писал, а кружева плел. Только кружева-то оказывались отлитыми из чугуна. Разве нет?! Прочитайте-ка его поэму «Облако в штанах»! А если можете воспринимать поэзию на слух, прослушайте это произведение, записанное в студии Геннадия Степанова курскими деятелями искусств в Год литературы на компакт-диск – в рамках проекта в честь 100-летия написания поэмы. Состоит она из четырех частей, но представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви. О, это ведь не просто монолог – это трубный глас обезумевшего от ран африканского слона-исполина!

Напомним: Маяковский приезжал в наш город дважды! В 1924 году «наскоком», а в 1927-м уже в рамках гастролей по СССР. Вторым номером в концерте шел поэт-курянин Николай Асеев. Их выступления намечались на 19-20 февраля в клубе Железнодорожников. Может показаться странным, но в те времена на вечера поэзии в российских городах и весях собиралась многочисленная публика. Несмотря на то что не все любители поэзии принимали творчество и политическую позицию Маяковского, в первый день «на него» собралось много народа. Подколок и попыток раздуть скандал было немало, но обошлось. Во второй день зал оказался полупустым. Тогда Маяковский не удержался и продекламировал «Рабочим Курска, добывшим первую руду...». В ответ – гром аплодисментов! Так рабочие отблагодарили пролетарского поэта за «курскую» поэму. Да и потомки тех курян по-доброму его помнят. Это уникальный случай, когда на литературной карте города четырежды повторится имя не воина, а поэта! В честь Маяковского куряне назвали улицу, два переулка и проезд. Видимо, не зря он говорил: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». Вот и сбылось.

Надежда САРСАКОВА


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 02-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий