Ю. И. Юдин: Курск в произведениях выдающихся писателей Древней Руси

В юбилейном для Курской области году свое 80-летие отмечает и Курский государственный университет. Трудно переоценить ту роль, которую играет этот старейший вуз в подготовке высококлассных специалистов, преподававших и преподающих ныне в курских школах, работающих в других сферах деятельности.

Сегодня уместно вспомнить любимого лектора многих поколений студентов филологического и исторического факультетов КГПИ, первого завкафедрой методики начального образования Юрия Ивановича Юдина – доктора филологических наук, профессора, редкого в современной вузовской и академической среде типа человека-праведника, исследователя-подвижника, учителя от Бога. «Я считаю Ю.И. Юдина, – писал академик Д.С. Лихачёв в 1993 г., – принадлежащим к первой тройке самых значительных фольклористов в нашей стране».

 Юрий Иванович неоднократно организовывал и возглавлял экспедиции для фиксации устного народного творчества курских крестьян, заметно пополнив фонд записей курских народных песен, сказок, загадок. Он автор нескольких книг и многих статей по историзму отечественного фольклора, философии и поэтике оте­чественной бытовой сказки, различным проблемам истории литературы, педагогики и культуры, в том числе относящимся к прошлому курского края, его литературным традициям. Неизлечимо заболев, он не оставил научной работы, продолжая писать и диктовать статьи и рецензии до последних дней своей жизни. Это уникальный пример автора, целая серия трудов которого издается и переиздается посмертно. В честь светлой памяти о Ю.И. Юдине мы публикуем его статью (с некоторыми сокращениями), размещенную в сборнике очерков курских литературоведов и критиков в 1976 году.

Древнерусская литература в своих лучших произведениях нередко обращалась к традициям народной поэзии. Невозможно представить себе такие творения нашей литературной старины, как «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» или «Повесть о Петре и Февронии», лишенными народно-поэтических образов, сюжетных перенесений, оборотов устной поэтической речи. На протяжении всей средневековой русской истории фольклор был одним из источников национальной самобытности и художественной силы профессиональной авторской литературы.

Мы не располагаем сколько-нибудь показательным количеством прямых документальных свидетельств, указывающих на высокий уровень развития древней народной поэзии в крае. Однако косвенные данные убеждают в том, что на курской земле издавна процветала устная поэзия народа, она была распространена широко, пользовалась популярностью и любовью. Об этом говорит судьба самых древних доисторических и средневековых поэтических музыкальных фольклорных жанров, например, календарных обрядовых песен, которые сохраняются до наших дней. Это показывают записи последних лет, проводившиеся студентами Курского педагогического института под руководством П.И. Бульбанюка и продолжающиеся в настоящее время. Материалы, собранные ими на территории области, обнаруживают стойкость и другого архаического жанра – заговоров. Со своей стороны, музыковеды отмечают удивительную живучесть в курских народных песнях мелодики и музыкальных приемов давно прошедших исторических эпох. Более того, на территории Курской области сохранились древнейшие музыкальные инструменты — кугиклы («флейты Пана»). И не только сохранились, но и пользуются в некоторых деревнях популярностью.

Развитое в отдаленное время русского средневековья фольклорное творчество могло послужить одной из важнейших предпосылок зарождения и развития самостоятельной литературной школы на Курской земле. Но этого не случилось. В силу ряда исторических причин и окраинного географического положения в составе русских княжеств Курск не стал и не мог стать одним из культурных центров Древней Руси. Тем более интересно, что история города и его судьбы отразилась в некоторых из самых знаменитых и талантливых произведений древнерусской литературы и в биографии одного из видных ее деятелей первых веков существования Киевского государства. Мы намеренно остановимся лишь на на­и­более значимых и существенных упоминаниях о городе, не принимая во внимание памятники менее значимые и свидетельства мимолетные.

С историей курского края связано «Слово о полку Игореве», едва ли не самый выдающийся памятник древнерусской литературы. В походе русских князей против половцев, возглавляемом новгород-северским Игорем Святославичем, участвовал и его двоюродный брат, трубчевский и курский князь Всеволод Святославич.

Автора «Слова» мало заботит последовательность в изложении событий неудачного похода русских князей. Эти события хорошо были известны читателю его времени. Он выхватывает отдельные наиболее драматические эпизоды, чтобы, остановившись на них, дать выход своему скорбному чувству и страстной мечте об объединении всех русских князей для отпора страшному врагу. Поэтому разрозненные сцены так обильно пересыпаны в «Слове» лирическими отступлениями, размышлениями и публицистическими рассуждениями – призывами автора.

Если автор «Слова» поступает так, как подсказывает ему интуиция художника-творца, то летописец, напротив, стремится передать факты во всей их исторической достоверности в большом и малом.

Самый подробный рассказ о походе Игоря находим мы в Киевской летописи. Из нее узнаем некоторые интересные для нас детали, опущенные автором «Слова». Победив в первом бою с половцами, русские князья стали держать совет, как поступить: возвратиться ли со славою домой или заночевать в степи. Игорь настаивал на немедленном возвращении. Но племянник его Святослав Ольгович из Рыльска возражал. Его поддержал Всеволод. Русское войско остановилось на ночной отдых лагерем. Это-то решение князей и привело их к разгрому. Наутро они были окружены половцами, вставшими со всех сторон, «словно сосновые леса».

И тут мы узнаем любопытный факт: вместе с княжескими дружинами бьется и пешее крестьянское ополчение, «черные люди». И князья не бросили их на произвол судьбы. Скупой на похвалу автор летописи особо отмечает мужество Всеволода, который в пешем строю сражался как простой воин.

И в «Слове о полку Игореве», и в летописной повести о походе на половцев отдельные упоминания о Курске и курянах окружены поэтическим ореолом воинской славы и патриотической доблести.

Бытовая сторона жизни города слегка приоткрывается перед нами в произведении конца XI – начала XII века «Житии Феодосия Печерского». Феодосий Печерский был церковно-политическим деятелем и писателем XI века. Один из основателей знаменитого Печерского монастыря в Киеве, он стал легендарным героем «Киево-Печерского патерика», сборника рассказов о монахах этого монастыря. Его «Житие» написано Нестором, плодовитым и талантливым писателем, иноком той же монастырской обители.

В «Житии» рассказывается о том, как после смерти мужа мать Феодосия переезжает из-под Киева в Курск. Герою в это время исполнилось 13 лет. В соответствии со строгими требованиями житийного жанра Нестор наделяет Феодосия чертами врожденной святости. Мать преследует его увлечения и склонности, прибегая к брани, угрозам и даже жестоким побоям. Из перипетий борьбы с матерью Феодосий выходит, в конце концов, победителем. Ему удается бежать в Киев и стать монахом. Впоследствии он не только отстоял свое право на жизнь аскета и отшельника, но и мать свою убедил укрыться от мира в одном из киевских женских монастырей.

Очень характерно для полуязыческих нравов Киевской Руси первых веков ее существования свободное и даже пренебрежительное отношение к церковной обрядности. Интересен в этой связи эпизод, включенный Нестором в его повествование: «Тогда блаженный Феодосий вернулся к прежнему своему подвижничеству и каждый день стал посещать божью церковь. И, видя, что часто не бывает литургии, ибо некому печь просфоры, очень опечалился этому и задумал, по своему смирению, сам взяться за это. Так и сделал: начал он печь просфоры и продавать, и что сверх цены получал, то раздавал нищим. На остальные же деньги покупал зерно, сам же молол и снова пек просфоры... Так и провел он лет двенадцать или более.

Трудной, неустроенной и полной опасностей была жизнь простого человека в древнем Курске. Постоянная угроза со стороны половецкого «дикого поля», поголовное уничтожение всего населения батыевыми полчищами в 1238 году, польско-литовское засилье в XIV-XVI веках (по 1508 год), с XVI века – постоянное тревожное ожидание частых набегов крымских татар или войск польско-литовского короля, внутренние неурядицы и междоусобные войны, временами – резкое обострение классовых и сословных противоречий – все это не только выбивало простого человека из нормальной жизненной колеи, но часто угрожало и его существованию. Неудивительно поэтому, что в устах знаменитого автора «Моления Даниила Заточника» слова, принадлежащие переяславльскому князю Андрею Владимировичу Доброму, «лепше бы ми смерть, ниже Курское княжение», – звучат как пословица. А самим Даниилом уже безо всякого намека на собственно курскую историю употреблены в приложении к его личной горькой участи одинокого и бесприютного бедняка, ищущего защиты у князя.

Все приведенное нами в этом кратком очерке позволяет заключить, что судьба Курска в те годы была далеко не безразлична общерусской, общенародной истории. И лучшим доказательством тому служит факт упоминания о городе в прославленных литературных памятниках Древней Руси.


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий