Открытки Первой мировой войны

Ни одна коллекция Курского областного краеведческого музея не бывает так часто востребована, как собрание иллюстрированных почтовых карточек. Вот и на выставке  «1914 – 1918. Первая мировая война. 100 лет забвения» открытки – необходимая часть каждого из ее разделов. Во время войны они были обычным средством связи  фронтовиков с родными и друзьями.

В первом разделе выставки «Мир накануне войны» представлена подборка карточек с видами столиц и крупных городов воевавших стран. Их архитектура и благоустройство как бы протестуют против угрозы возможного разрушения и бойни.

Второй раздел выставки – «На фронтах Первой мировой». Предметно-документальный ряд дополняют карточки нескольких тем. Первые и ранние должны были обод­рить солдата, показав врага карикатурно уродливым, смешным и слабым, обреченным на поражение. Такие образы возрождали архетип (древний образ) поведения перед боем, когда надо было прежде всего унизить врага, вывести из себя и подтолк­нуть к опрометчивым действиям. Эти близкие к лубку картинки служили своеоб­разным антидотом страху и вселяли веру в победу.



Множество открыток показывали военные действия и храбрость воинов.

Со времени объявления Германией войны России патриотический порыв охватил общество. Стремление как можно больше сделать для фронта, для победы проявлялось среди прочего и в делах благотворительности. Скажем, Никольская община Красного Креста в Москве свои карточки помечала грифом: «Каждые проданные 2 – 3 открытки дают возможность изготовить респиратор для защиты от удушливых газов».



Помощь раненым, семьям погибших, беженцам и русским пленным отражена в изданиях Всероссийского союза городов. Это демонстрирует третий раздел выставки «Курск и губерния во время войны»

Курский отдел помощи русским военнопленным этого союза издал карточку «Чем Русь сильна»: у дуба с московским гербом в кроне и названием открытки в корнях стоят сказочные витязи: воин с копьем и щитом и смерд с серпом и снопом. Над ними солнце, в лучах которого радугой стоит текст: «Курская губерния курянам-военно­пленным». На обороте – эмблема Февральской революции – книга со словами «Свобода Равенство Братство» и знамена в лучах восходящего солнца.



Многие открытые письма лишь грифом на обороте отличались от довоенных. Так, «Петергофское общество вспомоществования бедным и на воспитание в приютах Общества детей убитых и раненых воинов» выпустило репродукцию картины В.Г. Перова «Охотники на привале». Объясняется такое явление тем, что старые открытки были трехслойными: верхний слой – иллюстрация, средний – картон, нижний – бланк. Бланки можно было купить в любом киоске. Так что сюжет многих карточек той поры не имел к войне никакого отношения.




Печатный бланк также наклеивали на обычную фотографию с портретом или видом местности размером с открытку 9 х 14 см, утвержденным Всемирным почтовым союзом, превращая ее в почтовую карточку. В обращении была неисчислимая масса таких «фотокарточек». Бланк могли линовать от руки. Письмо на подобной открытке предлагаем читателю.

В заключение скажем, что, до тех пор, пока русское правительство выражало желание вести войну «до победного конца», почтовые карточки исправно выполняли свое историческое назначение. Те из них, которые сохранились до нашего времени, стали памятниками истории и культуры.

Виктор СКЛЯРУК,
научный сотрудник отдела истории
Курского областного краеведческого музея,

заслуженный работник
культуры РФ


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий