Разговор на фоне юбилея

Курскому государственному театру кукол исполняется 70 лет. В голове сразу возникает нечто панегирично-штампованное про рождение на фоне еще бушующей войны, про долгий и славный путь служения разумному, доброму, вечному.

И, хотя все это абсолютно соответствует истине, писать так не хочется. Вспомнилось, как театр откликнулся на 200-летний юбилей «солнца русской поэзии». Обошелся без сиропа и славословий. Спектакль «Наш Пушкин» получился в меру ироничным, в меру философским, заставляющим подумать о себе на фоне происходящего. Театр вообще нередко «подставляет зеркальце», помогает зрителю заглянуть вовнутрь, увидеть то, что подчас спрятано от себя самого. Таковы спектакли «Король умирает», «Маленький принц». Постановки отнюдь не из «свеженьких», написанных на злобу дня вещей, а то, что успело стать классикой, оказывается вдруг столь актуальным, что даже страшновато становится. Кто успел посмотреть «Повелителя мух», думаю, со мной согласится.

И при всем при том, все семьдесят лет театр кукол остается по-настоящему детским театром, его первые зрители приводили сюда своих детей, потом внуков, а сейчас, пожалуй, и правнуков.

Конечно, как и любой творческий коллектив, театр не раз переживал подъемы и падения, лучшие и худшие времена. К 70-летнему юбилею он, бесспорно, подошел в отличной форме, доказательство тому – и неиссякаемая зрительская любовь, и множество различных фестивальных дипломов. Их перечисление займет слишком много журнальной площади, а потому откажемся от этой идеи и дадим слово тем, кто сегодня обеспечивает успех театра. Кстати, его руководители (директор Александра Николаевна Кондратова, главный режиссер Валерий Флегонтович Бугаев) к хвастовству и славословию не склонны, охотнее говорят о проблемах, чем о победах.

Не красна изба углами?

На официальном сайте театра короткий рассказ о директоре заканчивается словами: «Мечтает построить в Курске новый театр кукол». Впрочем, Александра Николаевна не мечтательница, она человек деятельный и уже больше двадцати лет бьется за реализацию этой идеи. Самое обидное, что в начале пути, в конце восьмидесятых, цель казалась более достижимой, чем сегодня. Во всяком случае, существовал проект (к слову, отмеченный премией Госстроя РСФСР) и было определено место под строительство нового здания. Сегодня проект, конечно, морально устарел, место (на спуске улицы Дзержинского) решено отдать краеведческому музею и картинной галерее, а Александра Кондратова вновь и вновь доказывает очевидное:

– Чтобы театр развивался, нужно новое театральное здание. Есть программа развития театрального дела в России, есть аналогичная наша, областная. Существует как минимум три документа, принятых на уровне Президента РФ, обязывающих власти разных уровней оказывать содействие детским и юношеским театрам. Последний Владимир Путин подписал 6 марта 2014 года. В нем четко говорится о роли детских театров и необходимости господдержки. Несмотря на все, конкретики в вопросе строительства так и нет. Вот потому-то и возникла идея построить театр для детей всем миром.

В апреле нынешнего года создан попечительский совет, который призван помочь театру решать его проблемы, помогать в осуществлении творческих замыслов. А одна из главных его задач – помощь в сборе средств для строительства нового театрального здания. Возглавила совет председатель областной Думы Татьяна Евгеньевна Воронина, ее заместитель – глава города Курска Ольга Михайловна Германова, а в составе – многие весьма авторитетные люди, в том числе представители бизнеса. Депутаты облдумы уже нашли возможность помочь нам материально – общими усилиями на счет театра перечислено 5,5 миллиона рублей, которые позволили отремонтировать к юбилею крышу, обновить зал, купить новые кресла и так далее.

Думаю, объединив усилия, мы все-таки добьемся того, что наш коллектив, не раз доказавший свою профессиональную состоятельность, сможет пригласить зрителей в новый, построенный специально для театра дом.


Про «пироги», взаимную любовь и ответственность

Под какой бы крышей ни жил театр, ценен он тем, что дает зрителю. Курский театр кукол востребован и любим, а это значит, что он умеет найти дорогу к сердцу тех, для кого работает. О том, как строятся эти отношения, мы и говорили с главным режиссером Валерием Флегонтовичем Бугаевым. Вот уже 20 лет он определяет репертуарную политику, ставит спектакли, которые часто становятся событием не только для Курска.

– Самые мучительные вопросы для меня: что ставить дальше? Чем заинтересовать сегодняшнего зрителя? И тут, конечно, надо еще понимать: это мы делаем для маленьких, это для школьников, это для старших. Как ни парадоксально, самое трудное – не репертуар для старшего, взрослого зрителя, а именно для средней части – той, что раньше называлась тюзовской публикой, лет с 10 до 14. Это та группа, которая категорически выпадала из сферы влияния театра. Они приходят (как правило, на целевые спектакли для конкретных школ), делая большое одолжение театру уже самим своим присутствием. Но, когда мы ведем с ними серьезный разговор на равных, когда показываем, например, «Терем» или «Сокровище заколдованного замка» (пьеса Михаила Бартенева, очень смешная и в то же время серьезная, с метафорическим, притчевым содержанием), понимаем, что подростки готовы к разговору. На таких спектаклях они ведут себя вначале по инерции: как это я пришел в кукольный театр?! Но открывается занавес, ребята видят первые сцены «Повелителя мух» и затихают. Все. Они уже наши!

– Валерий Флегонтович, двадцать лет вы в Курском театре. Изменился за эти годы зритель?

– Безусловно. Раньше зритель был более доверчивым и наивным. Продвинутость современных детей, их ранняя компьютерная грамотность, привязанность ко всевозможным гаджетам нарушают, на мой взгляд, какие-то критерии психологического восприятия. Виртуальный мир затягивает, искажает реакцию на реальную жизнь. То, что было интересно детям 20 лет назад, сегодняшних не увлечет, и мы обязаны учитывать это обстоятельство. Ведь театр заинтересован в диалоге со зрителем, он хочет не только высказаться, но быть услышанным. Яркий пример – одна из наших последних работ – «Повелитель мух». Теоретически она адресована взрослому зрителю, но спектакль, в котором дети являются главными действующими лицами, ребятам интересен. Исходя из этого, я и придумывал спектакль таким образом, чтобы его выразительные средства перекликались с тем, что используется в кинематографе, компьютерных играх. То же самое можно сказать о «Дюймовочке», которой в этом году исполняется 10 лет, она ставилась к 60-летию театра.

– Кстати, за этот спектакль вы ведь получили премию ЦФО?

– Да. И тогда уже были придуманы летающие куклы, решение пространства с голубым экраном создавало атмосферу загадочности и некой театральной гиперреальности. Театр пытается как-то соревноваться с тем, что предлагает прогресс. Хотя, конечно, силен он не этим. Да, форма, зрелищность важны, но мы никогда не переплюнем в этом смысле кинематограф, и, наверное, это не нужно.

Театр – это все-таки, по определению Станиславского, жизнь человеческого духа. И театр кукол не исключение. Я всегда искал способ сконцентрироваться на этом. Важно, как складываются взаимоотношения между людьми. Собачки, козочки, зай­чики – они все для меня люди. Мы ведь рассказываем все равно о человеческом мире, человеческих взаимоотношениях.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет

Театр – дело коллективное. Театр кукол – вдвойне, ведь их еще придумывать и сделать надо. И от каждого – от режиссера до осветителя, от директора до звукооператора, от актера до художника, от администратора до бутафора – зависит успех дела. Поскольку мы сразу договорились не впадать в льстивые речи, не будем лукавить: ни в одном творческом коллективе не бывает полного штиля. А если вспомнить, что нынешнее здание театра слишком густо населено, что зарплата, в общем-то, мизерная, а привлечь молодого актера, скажем, квартирой, нет возможности, совершенно неудивительно, что много сил и времени уходит на восстановление спектаклей. Замечательных, удавшихся спектаклей, которым грозит кануть в небытие из-за того, что ушли занятые в них актеры. Но рождение таких спектаклей, как «Повелитель мух», где актеры дышат в едином ритме, подчиняясь режиссерской мысли, доказывает: коллектив не просто есть, он в хорошей творческой форме. Успех многих постановок, составивших славу театра, определяет давно сложившееся творческое трио: режиссер Валерий Бугаев, заведующий музыкальной частью Александр Москаленко, художник Виктор Никитин. То обстоятельство, что последний живет в Днепропетровске, нисколько не мешает работе и взаимопониманию. Собственно, каждый член коллектива заслуживает отдельного разговора. Но, поскольку это невозможно, дадим слово лишь двум актрисам: самой юной, чей актерский стаж равен всего двум сезонам – Ольге Удот, и самой опытной, пришедшей в театр 45 лет назад – Людмиле Марголиной.

Ольга Удот:

– Когда шла работать в театр кукол, думала, что это ненадолго. Несерьезный, мол, театр. Теперь понимаю, что очень серьезный, а актеру здесь труднее, чем в любом другом. Он должен не только сам войти в образ, но и вдохнуть душу в куклу, сделать ее партнером. Выложиться эмоционально да еще сделать все технически. Я влюблена в театр кукол. Каждый день, прожитый здесь, для меня праздник. Мне даже в отпуск идти не хотелось…

Людмила Марголина:

– Люблю ли я театр? Тем, кто видел мою трудовую книжку, в голову не придет задать такой вопрос. В ней всего одна запись: «принята на работу в Курский театр кукол». Разве такое было бы возможно без любви?! Иногда кажется: устала, хватит. Но прихожу, вижу коллег, зрителей и понимаю, что они мне нужны. Я отдаю силы теат­ру, а он подпитывает меня.

С днем рождения, театр!

Итак, юбилей. Коллектив отметил его спектаклями 13 и 14 сентября в Москве, на главной для российских кукольников сцене Центрального театра кукол имени С.В. Образцова. Москвичи и гости столицы увидели спектакли «38 попугаев», «Кощей + Василиса = ?», «Маленький принц» и «Повелитель мух». А 5 октября уже дома, в Курске, театр кукол ждет на открытие сезона верных друзей и почитателей. В этот день зрители увидят премьеру спектакля «Волшебная лампа Аладдина». Выбор пьесы для постановки к юбилею не был случайным. В самом первом сезоне спектакль с таким именем значился в афише. Нынешний, конечно, совсем не похож на тот, семидесятилетней давности. Сцена, куклы, актеры, режиссерское решение – все иное. Неизменным остается только одно: театр стучится в каждое сердце, стремясь сделать его добрее.

Людмила ТРЕТЬЯКОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий