На сайте драмтеатра сказано, что Илья Исаакович – талантливый работник с глубоко индивидуальным мировоззрением, неповторимым творческим почерком, основанным на современной театрально-музыкальной эстетике. А его музыкальное оформление спектаклей отличается глубиной проникновения, нестандартным подходом и полной гармонией с режиссерской задумкой.
– Что стоит за этой характеристикой? – спрашиваю Илью Сакина.
– Непростой подбор музыки. Она должна помогать действию, создавать атмосферу спектакля, оттенять игру актеров и оставаться ненавязчивой. А для этого я должен проанализировать пьесу и поступки героев, продумать материал, прочувствовать его душой и сердцем.
– Музыку пишете свою или находите в фонотеках?
– К сказкам музыку писал, а к спектаклям крайне редко: времени нет. Бывает, что один спектакль находится на выпуске, второй в работе, а третий в мыслях. Это сейчас в интернете можно найти если не всё, то многое. А раньше недели проводил в фонотеках телестудий в Останкино и на Шаболовке. Но и подобранные произведения приходится изменять, чтобы они усиливали эмоциональное восприятие спектакля и игру актеров. Часто использую авангардную музыку.
Когда главный режиссер театра Владимир Бортко ставил спектакль «Фаворит» Дьюлы Йеша, я поехал за музыкой в Москву. Там услышал новые записи британской рок-группы Pink Floyd, знаменитой своими философскими текстами. Сначала Бортко отказался их использовать, но удалось убедить его. И мы сделали мощный спектакль. Министерство культуры Венгрии отметило его дипломом.
– Режиссер, как правило, по-своему трактует события. Его оценка может не совпадать с вашим мировоззрением. Как поступаете в таких случаях?
– Музыка также является авторской трактовкой, дает самостоятельное толкование и отдельных эпизодов, и спектакля в целом. С 1982 года работаю с народным артистом РФ Юрием Бурэ. Он точно знает, чего ждать от меня. Если не соглашается со мной, подбираю материал, а когда начинаем вводить музыку, он оценивает, кто из нас прав. Иногда советую режиссеру ввести новую сцену. Когда, например, ставили с Александром Цодиковым «Козий остров», в финальной части которого три женщины избавляются от мужчины – символа нечистой силы, я привез музыку, похожую на молитву, потому что героиням необходимо было очистить свою душу. Так появилась сцена с ритуалом покаяния.
– Назовите наиболее запомнившийся вам спектакль?
– «Босиком по парку». Он был в репертуаре театра, если не ошибаюсь, 18 лет. Долго размышлял над музыкальной темой, которая должна проходить красной линией через все действия. И однажды мне приснилась мелодия. Проснулся с мыслью, что я ее когда-то слышал. Долго вспоминал название. И, наконец, меня озарило: это же песня «I’m a woman in love» Барбары Стрейзанд. С оркестром «Мелодия» сделали несколько её вариантов. В финале спектакля супруги, выдержавшие испытания на прочность своего союза, раскачивались на качелях. Над ними черное небо. Падал снег. И звучал голос Стрейзанд: «Я влюблённая женщина, и сделаю всё, чтобы заманить тебя в свой мир и удержать там». Это незабываемо!
– А сложные спектакли были?
– Юрий Бурэ, начиная работать над спектаклем военной тематики, потребовал, чтобы атмосферу войны, включая шумы, «изображала» музыка. Пришлось делать сложные и многочисленные наложения музыкальных тем.
– В репертуаре драмтеатра есть мюзиклы. Причем актеры сами поют…
– Да, у нас «живой» звук. Актеры посещают занятия вокалом. Много репетируем. Перед выходом на сцену распеваемся. Записываем оркестр, создаем минусовку.
– Сейчас над чем работаете?
– С Евгением Поплавским планируем ставить комедию «Номер 13», с Юрием Бурэ – «Горе от ума». В планах «Американская рулетка», «Свадьба Фигаро» с приглашенными режиссерами. В музыкальное оформление каждого из них необходимо внести что-то особенное, нестандартное. Так что мысли заняты работой.
– И о собственном 75-летии некогда подумать?
– Ценность прожитого измеряется не годами, а делами. О них судить не мне, а коллегам и зрителям.
Галина ЧЕМОДУРОВА