О России петь, что бессмертным быть!

На одном из заседаний общественного совета при главе администрации г. Курска Леонид Марченко сделал доклад о мерах по превращению областного центра в город, привлекательный для российских и зарубежных туристов.

Почему он, директор Курского филиала Национального Свиридовского фонда, большой знаток и пропагандист творчества великого композитора и нашего земляка, заговорил о сфере, от которой, казалось бы, далек?

– Ничего удивительного в этом нет, – ответил Леонид Афанасьевич.– Курск с его тысячелетней историей славен центрами духовной культуры, памятниками архитектуры, именами выдающихся писателей, поэтов, художников, артистов, ученых. Я, как и многие мои коллеги, заинтересован в популяризации их творчества среди новых поколений слушателей и зрителей, а также в сохранении мест, которые связаны с именами талантливых земляков. Например, у выдающегося советского художника-авангардиста, скульптора, педагога, академика Александра Дейнеки есть картина «Мать и сестра», на которой женщины изображены на крыльце родного дома на улице Челюскинцев. Увы, дом не сохранили.

– Это свершившийся факт…

– Да, но есть возможность избежать роковой ошибки в других случаях. Казимир Малевич – личность мирового масштаба, теоретик искусства, основоположник супрематизма, автор знаменитого «Черного квадрата», символ революционного искусства. Известно, что он прожил в Курске с небольшими перерывами с 1896 до 1907 года. Его имя занимает верхние строчки мировых рейтингов. Выставка 2000 года в Русском музее наглядно подтвердила значение Малевича как крупного мастера ХХ века. Внут­ренний и тем более международный туризм без него невозможно представить! Что мы можем показать туристам? Фотографии и документы из уникальной коллекции Олега Радина, страстного защитника наследия Малевича, связанные с пребыванием художника в нашем городе. Кстати, Казимир Малевич венчался в Курском католическом храме. В доме на улице Весёлой (ныне Кати Зеленко) в начале XX века находилась мастерская художника Якименко, куда приходил Казимир Малевич, а позднее – Александр Дейнека. Считается, что Малевич жил в доме по адресу: Почтовая, 17, который находится в плачевном состоянии. А городу необходим современный Центр русского авангардного искусства имени Казимира Малевича. Он мог бы стать Меккой для многочисленных любителей современной живописи Лондона, Парижа, Нью-Йорка…


Наша гордость – Георгий Свиридов, гигант и пророк русской культуры. На своем почти вековом пути он утверждал русскую мысль, русский характер, русскую духовность в современном искусстве. Дейнека, Свиридов, Малевич – творцы с мировыми именами. Зальцбург, где родился Моцарт, превратился в город-музей, где проходят фестивали, конкурсы. Его улицы наводнены туристами. Наш Курск также мог бы стать центром туристического притяжения. Для этого необходимы солидные инвестиции. Но уже сейчас мы многое можем представить вниманию туристов и гостей города.

– Кстати, в музыкальных конкурсах и фестивалях в Курске недостатка нет. Вы, Леонид Афанасьевич, в 1998 году стали директором конкурсов, фестивалей имени Георгия Свиридова. И уже через несколько лет на церемонии вручения «Курской антоновки» о вас говорили, как о человеке, объединившем «под флагом Свиридовских фестивалей людей, для которых главной в жизни была и есть Любовь к музыке Свиридова, к истинному искусству, к истории своей страны». Вы участвовали в организации музыкальных праздников, вечеров памяти, в издании красочных афиш, буклетов, дисков, книг, в открытии памятника в Курске и возрождении дома Свиридова в Фатеже. А возглавляемый вами филиал некоммерческой организации «Национальный Свиридовский фонд» на протяжении длительного времени занимается сбором материалов творческого наследия композитора, поддержкой молодых дарований. Не вам напоминаю, а тем, кто будет читать это интервью.

– Поэтому вы должны понять мою заинтересованность в создании музея Свиридова в Курске – музея федерального значения.

– Но ведь уже есть решение о размещении мемориально-культурного центра знаменитого композитора на четвертом этаже филиала Курской филармонии, бывшем Доме офицеров.

– Это не лучший вариант. В 1995 году я пробыл день у Свиридова на даче, которую он арендовал. Георгий Васильевич признался, что всегда мечтал о собственном доме, ведь большую часть жизни он провел на съемных квартирах. Скитания по ним начались в Фатеже после гибели отца в 1919 году, продолжились в Курске. «Я покинул родимый дом…», «Где ты, где ты, отчий дом…» – темы его вокальных сочинений. С помощью премьер-министра Черномырдина Георгий Васильевич получил участок для строительства дачи, но дефолт «съел» все накопления. Так и не осуществилась его мечта.

Свиридовский фонд предлагает другое место для музея в исторической части центра Курска, где сохранен архитектурный облик города XIX – начала XX века, где семья Свиридовых жила после переезда из Фатежа. Да, дом необходимо выкупить, отреставрировать. Нужны средства и волевое решение. Но это будет музей национального композитора номер один! Вспомним момент закрытия зимней Олимпиады в Ванкувере: оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева исполняет Свиридова! Еще более яркое впечатление – открытие Сочинской Олимпиады. И вновь – «Время, вперед!» в сочетании с буйством красок другого гения XX века – Казимира Малевича.

– Леонид Афанасьевич, а как у вас возник интерес к Свиридову?

– Это случилось в 1955 году. Я, ученик музыкальной школы, услышал по радио «Песни на слова Роберта Бёрнса» тогда еще не столь известного композитора Свиридова. Вокальный цикл потряс меня новым музыкальным языком. И я стал поклонником таланта Георгия Васильевича. На первом курсе Ленинградской консерватории на праздновании ее столетнего юбилея мы исполняли Патетическую ораторию Свиридова. Автор находился в зале. На госэкзамене по камерному ансамблю я играл фортепианное трио Свиридова, за которое он получил Сталинскую премию. Эту идею подала мне замечательный педагог Елена Аркадьевна Шафран. Кстати, брат ее мужа Даниил Шафран, всемирно известный виолончелист-виртуоз, приезжал в Курск, я бывал на его концертах. А консультировал меня скрипач Лукашевский, который первым сыграл это трио, причем с автором. Ему и посвящено это произведение. Он рассказывал о моем кумире. Теперь и я могу многое поведать о проживании Свиридова в Курске, о его единомышленниках, друзьях.


Меня могут упрекнуть в том, что творчество Свиридова близко и понятно далеко не всем. На это отвечу так. Маяковский, Бурлюк, Хлебников, Северянин призывали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности. Свиридов произнес много резких слов в адрес футуристов. И вместе с тем ему принадлежит честь открытия для музыки поэзии Владимира Маяковского. А на основе стихотворения Велимира Хлебникова «Мне спойте про девушек чистых…» написал сочинение для хора под названием «Юным»:

О России петь, что стремиться в храм…
По лесным горам, полевым коврам.
О России петь, что весну встречать,
Что невесты ждать, что утешить мать.
О России петь, что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть.

…Недавно Леонид Афанасьевич посетил музеи Николая Лескова, Ивана Бунина, Леонида Андреева в Орле, не спеша прогулялся по улицам Ивана Тургенева, Викентия Вересаева, Афанасия Фета. Домой уезжал с ощущением, будто побывал «в союзе писателей XIX века», и с чувством благодарности к орловчанам, сумевшим сохранить дух эпохи, в которой жили и творили классики русской литературы. И ему хочется, чтобы гости Курска стремились вернуться в наш город для очередной встречи с теми, кто, воспевая Россию, вошел в бессмертие.

Галина ЧЕМОДУРОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий