Целебный эликсир Ефима Чепцова

Каждая эпоха рождает своих выдающихся личностей в разных сферах жизни. Сегодня, в Год культуры, уместно вспомнить мемориальные места людей, оставивших заметный след в искусстве.

В Курской области это музеи композитора Г. В. Свиридова (г. Фатеж), писателей К. Д. Воробьева (с. Нижний Реутец Медвенского района), А. П. Гайдара и Н. Н. Асеева (г. Льгов), скульптора В. М. Клыкова (п. имени Ленина Советского района). Одним из старейших в Курской области является дом-музей имени Е.М. Чепцова (с. Медвенка) – заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора живописи. О нем сегодня наш рассказ.

Медвенка – и отчий дом,  и творческая мастерская

Родился Ефим Михайлович в слободе Медвенке 10 января (по новому стилю) 1875 года. С раннего детства помогал в работе отцу – потомственному иконописцу. Заметив незаурядные способности сына к рисованию, Михаил Григорьевич определил его на учебу в иконописную школу при Киево-Печерской лавре. В двадцать лет Ефим отправился «на заработки» в Петербург. Работал художником в журналах, позже поступил в мастерскую, одним из основателей которой был И.Е. Репин. В 1903 году совершает первую поездку за границу, принимает участие в росписи храма во Флоренции.

Но затаенной мечтой Чепцова было поступить в Академию художеств. И она открыла ему свои двери: из 200 абитуриентов было принято только 18, в том числе и Ефим. Учебу окончил в 1911 году. За дипломную работу, картину «У доктора», представленную на конкурс, Ефиму Чепцову было присвоено звание художника и присуждена Большая золотая медаль, дающая право на поездку за границу для усовершенствования. Там он посещает художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселяется на острове Капри, где познакомился с A.M. Горьким. Ряд своих работ посвятил Италии, в том числе и картину «Капри», за которую позже получил 5-ю премию Куинджи и повторную заграничную командировку, а также «Ленин и Горький на Капри».



Весть о революции Чепцов встретил в Медвенке. Рассказывая о том периоде жизни художника в книге воспоминаний, его племянник Борис Михайленко пишет, что Ефим Михайлович был человеком высокообразованным, вел просветительскую работу среди сельского населения, читал лекции об искусстве, а в местной школе преподавал рисование. Организовал театральный кружок, в который привлек всю медвенскую молодежь, сам был и режиссером, и художником, и актером. В тесном клубе на убогой сцене поставили почти все пьесы Островского, Гоголя. Посмотреть самодеятельные спектакли собирались не только жители Медвенки, многие приезжали сюда на лошадях из Курска и Обояни. В свободную минуту, отрываясь от работы, Ефим Михайлович брал гитару и с задором пел русские и украинские народные песни.

В 1922 году Чепцов уезжает на постоянное жительство в Ленинград, где вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Но и позже часто приезжал в родные места, подолгу жил в Медвенке, которая была для него не только отчим домом, но и второй творческой мастерской. Родная курская земля служила художнику источником новых впечатлений, обогащала новыми темами. Здесь создавались картины «Заседание сельской ячейки», «Переподготовка учителей», «День кооперации», которые принесли ему славу родоначальника советской тематической картины. Если говорят, что неотъемлемым качеством творчества Е. Чепцова были острая политическая и социальная направленность, гражданственность, то этим он в значительной части обязан Медвенке, которая всегда манила его к себе. Вот лишь один эпизод.

Когда состояние здоровья Ефима Михайловича ухудшилось, врачи порекомендовали ему поехать на курорт к морю. Мысль эта понравилась. Вспомнились молодые годы, остров Капри. Путевку выдали в дом отдыха работников искусств в Хосте. В письме к племяннику он сообщал: «Среди отдыхающих – все знакомые большей частью. В комнате живу не один, так что покоя настоящего нет. Да и питание, несмотря на разнообразие, в Медвенке мне больше нравится. Недаром в Ленинграде один профессор советовал мне отдыхать только в деревне. Хотя природа здесь замечательная, но мне лучше нравятся курские поля». Из Хосты он уехал раньше срока. Прямо в Медвенку.

 Выходец из крестьянской семьи, взращенный в деревне, Е. Чепцов хорошо знал жизнь русского крестьянства и правдиво показывал ее в своих работах. С большой любовью написаны в разные годы картины «Молотьба в колхозе», «В избе-читальне», «Колхозные активисты», «Прополка свеклы», «Выезд на работу», «Сбор колосьев». Работая над большой картиной, он мог неожиданно прерваться и за три-четыре часа написать пейзаж, ярко отображая красоту природы родного и бесконечно дорогого ему курского края.

Жизнь, отданная искусству

Многие замыслы и произведения Чепцова рождались в его ленинградской мастерской, которая была обставлена стильной мебелью большой художественной ценности. Изящный столовый столик и с полдюжины стульев – все это были антикварные вещи. Почти всю стену у окна занимала картина «На Капри». Каждая вещь в мастерской, которая знала радость и сомнения, удачи и горечь поражения, – это кусочек души хозяина.

Весной 1941-го Чепцов собрался ехать в Медвенку. На вокзале провожавшему его племяннику сказал: «Уезжаю с таким чувством, будто больше никогда не вернусь в Ленинград». Предчувствие его не обмануло. Началась война. Ефим Михайлович засобирался в Ленинград. Но тут получил письмо от родственников из Киева, в котором сообщалось, что они едут в Медвенку. Пришлось ждать. Время тянулось медленно. Выходил в поле на этюды. Видел, как по улицам тянулись длинные обозы беженцев. Становилось ясным, что и Медвенка будет оставлена немцам. Он метался, не находил себе места. И только работа отвлекала от мрачных мыслей. После 30-дневного путешествия на лошадях прибыли родственники. На второй день Ефим Михайлович собрался и уехал. Но дорога в Ленинград уже была перерезана немцами, и он остановился в Москве.



Приютил его старый приятель по АХРР П.А. Родимов, как говорил Маяковский, «поэт среди художников и художник среди поэтов». Во временное пользование получил мастерскую художника Кутателадзе, уехавшего во время войны в Грузию. И снова писал, творил. С большим воодушевлением за несколько дней написал картины «Горький и дети на Капри», «Последние известия с фронта».

Художники Ленинграда, оставшиеся в блокаде, поддерживали связь с Ефимом Михайловичем, от них он узнал, что его квартира разграблена, все вещи, представлявшие большую художественную ценность, бесследно исчезли. В том числе и любимая работа «Капри». Пустая ленинградская квартира перестала привлекать Чепцова, и он стал добиваться собственной мастерской в Москве. Получил ее в апреле 1944-го на Верхней Масловке, 15. Здесь он с большей силой стал чувствовать свое одиночество. Ухудшилось и здоровье. Все больше думал об отчем доме в Медвенке, где хотел провести остаток своих дней. Но это означало бы порвать с большим искусством, без которого просто не мог жить. В творчестве был основной смысл его жизни, и вся она была отдана искусству. Даже тогда, когда одолевала смертельная усталость, когда чувствовал себя совершенно беспомощным, целебным эликсиром ему была художественная атмосфера, в которой вращался.

Помимо творческой работы Е.М. Чепцов занимался и педагогической деятельностью: заведовал кафедрой живописи во Всероссийской академии художеств и одновременно руководил индивидуальной мастерской им. Бродского. Будучи профессором, до конца своих дней возглавлял кафедру на живописно-графическом факультете в педагогическом институте им. Потемкина. Многие его ученики стали известными художниками.

В декабре 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета Е.М. Чепцову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств». Это радостное событие взволновало его до слез и вызвало новый прилив творчества. В 75-летнем возрасте он не идет на заслуженный отдых, а продолжает трудиться. Летом 49-го снова приезжает в Медвенку. Героика колхозных будней зажигала его. «Хочу написать настоящего Героя Социалистического Труда, – говорил Ефим Михайлович. – Это будет мой вклад в общенародное дело поднятия уровня сельского хозяйства».

Широко известны картины Чепцова, посвященные Великой Отечественной войне: «Последние известия с фронта», «Среди родных». В них художник запечатлел суровую героику той грозной поры, мужество героев фронта и тружеников тыла, ковавших победу над коварным и сильным врагом.

Он очень любил детей, которых судьба не дала ему, и посвятил им несколько полотен. С большой теплотой написаны «Мальчик и девочка с ягненком», «Дети в поле», «Хатки». В картине «Самолеты летят» именно дети приветствуют проносящиеся над ними эскадрильи военных самолетов. Кажется, что на площадь высыпали все медвенские ребятишки.

Полотна Чепцова приобретали картинные галереи, музеи, различные предприятия Советского Союза. Картины «Заседание сельской ячейки», «Переподготовка учителей» заняли достойное место в Третьяковской галерее, а «Проведение дня кооперации» – в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Многие работы, созданные мастером в различные периоды творчества, экспонируются в Курской областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки, в том числе авторское повторение дипломной работы «У доктора», оригинал которой хранится в Краснодарском художественном музее.

Единственная любовь художника 

Чепцов стал большим художником, но остался одиноким. На вопрос племянника: «Почему не женился?» ответил так: «Я жизнь свою посвятил искусству. Вот Мищенко, товарищ мой по академии, тоже был очень талантлив, а женился, и жизнь засосала его». Вообще, он не любил говорить на эту тему. Но однажды поведал бывшему учителю В. А. Сухомлинову грустную историю своей любви. Когда учился в Академии художеств, полюбил девушку из дворянской семьи, которая отвечала ему взаимностью. Они решили пожениться и пришли сообщить об этом ее родителям. Отец девушки, генерал, посмотрел на юношу и попросил показать паспорт. Полистав документ, произнес: «Крестьянское сословие, мужик!» Не сказав ни слова, Ефим Михайлович повернулся и ушел. Больше он не виделся со своей любимой.



– Неужели и в творчестве художника не нашлось места для ее портрета? – поинтересовалась я у директора дома-музея Лидии Алексеевны Атнюковой. И вот что она рассказала:

– Как известно, в последний год пребывания в академии, когда, казалось, дело шло к свадьбе, Чепцов написал «Женский портрет». Как утверждают, на картине изображена художница Хавкина, у которой Ефим Михайлович квартировал вместе с сестрой Екатериной. Курская картинная галерея, где экспонировалось это полотно, передала его в 1965 году в Москву для реставрации. К большому удивлению реставраторов, под женским портретом обнаружился другой холст с изображением миловидной женщины в шляпке с опущенными грустными глазами. Возможно, это и была единственная любовь художника.

Чтобы помнили

Умер Ефим Михайлович в день своего рождения – 8 января 1950 года. Умер, можно сказать, на посту, у мольберта с кистью в руке. Завещания не оставил. В доме, где он родился и где прошли его детство и юношеские годы, проживала родная сестра художника Екатерина Михайловна с семьей. Позже он перешел племяннице Лидии Гавриловне, она и передала дом под мемориальный музей. Создан он был в 1982 году по инициативе Г.П. Окороковой – ректора Курского института менеджмента, экономики и бизнеса – и Н.Д. Власовой – в прошлом директора Курской картинной галереи. А хранителем памяти о нашем именитом земляке и популяризатором его творчества вот уже четверть века является Л.А. Атнюкова: она и директор, и хозяйка, и экскурсовод в одном лице.

– Основную экспозицию дома-музея составляет часть картин, доставшихся по наследству сестре Чепцова, – рассказывает Лидия Алексеевна. – В их числе два оригинала известной работы «Женский портрет», на одном из которых, по мнению искусствоведов, изображена любимая девушка художника. Широко известные картины «Последние известия с фронта», «Среди родных» посвящены Великой Отечественной войне, полотна «Хатки», «Скошенное поле», «Медвенка» и другие отражают жизнь и быт сельских тружеников. Интересен автопортрет Ефима Михайловича: энергичный поворот головы, какая-то напряженность лица и рабочая жилистая рука на книге. С любовью написан портрет старика, предположительно отца художника. Есть в музее уголок московской мастерской, где представлены предметы быта – вазы, кофейник, тарелочки, купленные за границей, самовар, стол и стулья ручной работы, а на картине изображена часть улицы Масловки, где жил наш земляк. Сохранились также тюбики краски, палитра, мольберт. Перечисленные и многие другие экспонаты не только раскрывают талант художника, но и свидетельствуют о том, в каких условиях он жил и творил. Все это приметы той эпохи, наша история. Об этом мы рассказываем многочисленным посетителям дома-музея – школьникам, студентам, а также гостям из стран ближнего и дальнего зарубежья. Всем районом готовимся к празднованию 140-летия со дня рождения Е.М. Чепцова, которое будем отмечать в январе 2015 года.

Записала Валентина АЛЕКСЕЕВА
Медвенский район


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 02-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий