Нина Тарасова: Мы нашли общий язык с Петром I...

Нина Тарасова –  заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Эрмитажа.   Родом из Армении, её детство и юность прошли там: папа, Иван Степанович Тарасов, – участник Курской битвы, был кадровым военным. А потом закончил службу и вместе с семьей –  женой Тамарой Алексеевной и 15-летней Ниной –  переехал в родной город Курск. Здесь девушка окончила школу и поступила в пединститут –  конечно, на историко-педагогический факультет.

«Здесь каждый день  как впервые»

–  Нина Ивановна, откуда же взялась эта мечта –  работать в Ленинграде, городе на Неве?

–  Отец всегда очень любил этот город, и когда у него подходило время отпуска, мы обязательно сюда приезжали. А так как папина –  а значит, и наша с мамой –  служба проходила в условиях высокогорья, его отпуск был длинным, и мы успевали проехать, как это тогда называлось, «всю Европу» –  Черноморское побережье Кавказа, Центральную Россию, где жили родители мамы и папы, Москву, Киев, Ригу, Вильнюс, Таллин и, конечно же, Ленинград. И я никогда не забуду своё первое и самое яркое впечатление от этого города, куда я впервые попала в 10 лет.

Мы шли по Невскому проспекту и вдруг родители взяли меня за руки и попросили закрыть глаза. Они привели меня так на Дворцовую площадь и сказали: «А теперь открывай!» И вот это впечатление головокружительной, какой-то небесной красоты грандиозного по масштабу места у меня осталось на всю жизнь. Конечно, я тогда не понимала, что это за дворец, кто там жил и что происходило, но само слово «Эрмитаж» вобрало в себя всю красоту мира. И, помню, тогда-то у меня и промелькнула мысль, что хорошо бы здесь было работать и видеть это каждый день.

–  «Я хочу здесь быть». Сейчас это ощущение живёт в вас?

–  Да. Я каждый день хожу сюда как в первый раз.

«Истпед был одним  из лучших»

–  Курск, наверное, показался совсем провинциальным городом...

–  Вы знаете, я ещё не могла этого понимать. Наши первые годы в Курске (а это начало 70-х) были достаточно тяжёлыми. Мы снимали жильё, и пока папе как ветерану Вооружённых сил не выделили квартиру, жили, в общем-то, где и как придётся, потому что своего ничего не было: в части-то мы вели армейскую жизнь –  солдатские кровати, солдатские стулья, солдатская, условно говоря, каша. И, конечно, квартира на Волокно, на 5-м этаже без лифта, для нас была счастьем! Кстати, мои родители до сих пор считают, что благодаря пятому этажу они в своём немолодом возрасте вполне бодры и веселы –  хочешь не хочешь, а это ежедневная зарядка.

–  По окончании школы не думали поехать в Ленинград поступать в институт?

–  Мечты, конечно, были. Но я так привязана к семье, к моим родителям, что мне просто было страшно их оставлять. Естественно, я так же, как и они, понимала, что это рано или поздно случится, но тогда уехать не могла. Утешала себя тем, что можно учиться в Москве и ничему не научиться, а можно  в любом провинциальном вузе, и, если ты этого хочешь, ты сделаешь всё, что нужно, чтобы стать профессионалом.

В Курске были прекрасные преподаватели! Истпед – одним из лучших факультетов. Нам дали хорошее образование. Вплоть до того, что когда я уже работала здесь и на одном из совещаний сделала какое-то замечание, мои коллеги, обернувшись ко мне, с удивлением спросили: «Нина, а вы вообще что заканчивали?» «Вы же знаете – один из провинциальных вузов». – «Значит, у вас были хорошие преподаватели!» – сказали ленинградские искусствоведы.

Они были замечательные! Помимо невероятных знаний, эта их манера говорить, стоять за кафедрой, держать себя – всё было достойно подражания. Елена Илиодоровна Матва, Юрий Леонидович Райский, Иван Григорьевич Гришков, Алла Александровна Дворецкая, Наталья Владимировна Иванова и многие другие –  нам было с кого брать пример!

–  В какие годы вы оканчивали истпед?

–  В конце 70-х. У нас действительно были блестящие педагоги –  с ленинградской, московской школой. Большое им спасибо! До сих пор общаюсь с нашей преподавательницей истории Отечества и истории культуры, доцентом Офелией Петровной Запорожской –  слава Богу, она и сейчас жива и здорова. Она очень часто устраивала музейную практику и во­зила нас по разным городам и весям. Благодаря ей мы в годы учёбы посмотрели Владимир, Суздаль, другие города Золотого кольца России, вместе ездили в Москву и Ленинград. Она влюблена в пушкинское время. Я помню, как мы остановились у Мойки, 12. Был февраль, сумерки, а внутри теплился свет, и возникло полное ощущение, что поэт сейчас там, за рабочим столом, и вновь рождаются стихи... Я думаю, Офелия Петровна с её широчайшей образованностью, мягкостью, интеллигентностью, любовью к Петербургу, истории, поэзии, живописи стала тем человеком, который по-настоящему привил мне любовь к искусству.


«В Эрмитаж попала  по объявлению»

–  Вы сразу по окончании истпеда поехали в Ленинград?

–  Нет, сначала я уехала по распределению в Белгородскую область, а вот потом судьба привела-таки меня в город на Неве.

–  И сразу в Эрмитаж?

– Что вы, нет, конечно! Я десять лет отработала по специальности в средней школе. При этом последние пару лет –  уже совмещая эрмитажную практику с педагогической деятельностью. Помню, в эти годы у меня вообще не было выходных, но я не могла уйти из школы, бросить своих учеников, –  мне надо было довести их до выпускного. И я довела!


–  А в Эрмитаж-то как попали?

– Предельно просто. Однажды включаю радио и слышу объявление: «Государственный Эрмитаж производит набор на курсы экскурсоводов, приглашаются все желающие с искусствоведческим или историческим образованием». Могла ли я не пойти? Я пришла. К тому времени здесь уже стояло человек 400, многие младше меня. Мест было 20. Приглашают на комиссию. Вхожу. Там люди, чьи имена я знала по книгам, учебникам, –  Людмила Николаевна Воронихина, Наталья Валентиновна Бродская, Юрий Горациевич Шапиро… И тут я. Но захожу, здороваюсь. И, помню, Юрий Горациевич меня сразу поддержал. Он сказал: «О! Голос нам подходит!» Так что поставленный учительский голос сыграл свою роль. Мы поговорили, они меня спросили, что я заканчивала. Я ответила. Большая часть комиссии, конечно, поморщилась, сказала: «Ну да... В общем-то, профиль не наш –  вы не искусствовед и не филолог, а кроме того, это не Ленинградский государственный университет, не Академия художеств...» И ещё «не, не, не».

Потом Людмила Николаевна спросила: «А вы хорошо ориентируетесь в Эрмитаже?» И я имела дерзость ответить: «Мне кажется, что если ты что-то любишь, то стремишься узнать предмет своей любви как можно глубже». И меня стали спрашивать про мои любимые вещи в Эрмитаже, про одно и про другое, и в результате, когда через неделю вывесили итоги собеседования, я увидела свою фамилию среди 20-ти счастливчиков, из которых потом непосредственно в штат взяли только троих. Так я попала в Эрмитаж.

«Я хранитель  истории...»

– Этих троих объявили сразу же?

–  Нет, мы все вместе учились целый год, и я должна ещё раз сказать спасибо истпеду, Курскому пединституту за очень и очень хорошее базовое историческое образование. Отсутствием такого образования тогда страдали многие искусствоведы, поэтому попадание в эпоху для них происходило достаточно сложно. У нас были коллоквиумы, после которых людей отсеивали. И нас постепенно становилось меньше и меньше. Затем экзамены после обучения, а также «дипломные» обзорные экскурсии… Оставили лишь троих, в том числе и меня. И потом я семь лет работала в просветотделе, стала методистом, защитила диссертацию...

–  На какую тему?

–  Тема связана фактически с родными местами: «Художественная жизнь российской провинции в конце XIX–  начале XX века», Тамбовская, Воронежская, Курская губернии. Очень хочу поблагодарить профессора Курского государственного университета Александру Юрьевну Друговскую, предложившую заняться разработкой этой темы и ставшую моим научным руководителем. После этого я попала в научный отдел. Сейчас работаю в отделе истории русской культуры.

–  В чём же заключается ваша сегодняшняя работа?

–  Я хранитель: храню костюмы из гардероба Петра I, одежду Екатерины II, Николая II, парадные костюмы –  мундиры и замечательные шлейфы придворных дам. И являюсь совершенно счастливым человеком...

«Пётр I был  франтом»

–  Интересно, в каком времени вы себя ощущаете?

–  Это зависит от той вещи, которую в данный момент рассматриваю. Связь времён невероятная. Вот я получила костюм Петра –  возможность своими руками ощущать историю. Вначале было даже немножко страшновато... Но потом всё потихонечку пошло и, думаю, мы с Петром Алексеевичем общий язык нашли: я его понимаю, чувствую. Потому что, как мне кажется, понять историческое лицо и, в частности, такую гигантскую фигуру, как Пётр, можно, лишь общаясь с теми вещами, которые его окружали, находились с ним очень близко.



–  И каким был Пётр I с этой точки зрения?

–  В одежде был очень разборчив. Он мёрз в нашем городе, ведь у него были больные почки. Это заставляет делать особый покрой брюк, с обязательной подкладкой из тёплой шерсти. То же самое с сюртуками и халатами. Он хотел, чтобы одежда на нём сидела идеально, и в пройме делали отверстие для правильного прилегания –  чтобы можно было свободно поднимать и опускать руки. И даже глядя на его нижние фуфаечки, понимаешь: был таким франтом! Носил приталенные вещи из тонкого батиста, вышитые шёлковой нитью. Страшный модник!

Некоторые сегодня воспринимают его сугубо упрощённо –  царь-плотник, царь-мужик. Это неправда! Да, он многое умел делать –  и делал! –  своими руками, но прежде всего он был царём, и ему по рангу нельзя было носить простую одежду. Его костюмы расшивали золотыми и серебряными нитями, стирать их было нельзя, дважды надевать тоже –  неприлично! Поэтому его гардероб был колоссальным, и до нашего времени дошло порядка 280 вещей. Это лучшая в мире коллекция мужского костюма первой четверти XVIII века.

–  А каково это – чувствовать такую причастность к нашей истории?

–  Это погружение в неё всегда было моей мечтой. Она сбылась! Эрмитаж –  это и дом, и в высоком смысле ковчег. Потому что, когда я вхожу сюда, всё, что происходит за его пределами, сразу же уходит на второй план. Здесь –  вечность...

Светлана Куликова,
г. Санкт-Петербург
Фото из личного архива
Нины Тарасовой


< Вернуться к содержанию

VIP # 01-2014

Комментарии пользователей



Последний комментарий