…Его жизнь и судьба заслуживают романа. У него были взлёты и падения, радость свершений и горечь поражений... Сродни времени, в котором жил наш герой, вместившим революции 1905 года, Февральскую и Октябрьскую, период индустриализации и коллективизации, Великую Отечественную войну... Появился на свет «в семье безземельного крестьянина» в 1886 году, как он сам пишет, «в лесной глуши, на полпути меж Севском и Рыльском», где в Смутные времена плутал бродяга Григорий Отрепьев...
Появление Карпова на литературном Олимпе отмечено 1906 годом – с этой поры его стихи и проза регулярно публиковались в петербургских журналах и газетах. Первая книга «Говор зорь. Страницы о народе и интеллигенции» увидела свет в 1909 году. Она представляла собой сборник статей-памфлетов, направленных против русской интеллигенции. Карпов писал, что интеллигенты «ограбили народ духовно, а это ужаснее грабежа материального, который совершали над крестьянином помещики и капиталисты». Он обвинял сочувствующих народу Блока, Вячеслава Иванова, Дмитрия Мережковского в неискренности, предлагал им «пожертвовать благами духовной жизни» и «пойти за плугом». Сумбурная и наивная книга, по мнению московского критика Сергея Куняева, явилась результатом обострившихся ощущений Карпова по поводу непреодолимого разрыва «между черной и белой костью». «Говор зорь» вызвал негодование в стане интеллигенции, но произвел впечатление на Льва Толстого, который с некоторых пор жадно внимал любой информации, отражавшей бедственное положение простого люда, крестьянства. Его мятущаяся душа разрывалась в мучительных исканиях. Он писал Пимену Карпову: «Книга ваша мне понравилась своей смелостью мысли и ее выражения. Для того чтобы высказывать горькие мысли «образованным», нужно в наше время гораздо больше смелости, чем для того, чтобы высказывать их правительству. В особенности же мне понравилось в вашей книге то великое значение и та великая будущность, которые вы видите в настоящем деревенском крестьянстве...» Карпов дважды побывал в Ясной Поляне. И, судя по его воспоминаниям, он не только внимал толстовскому авторитету, но и отстаивал свое мнение.
Александр Блок оценил значение второй книги Пимена Карпова – романа «Пламень», вышедшего в 1913 году в издательстве «Союз»: «Так из «Пламени» нам придется, – рады мы или не рады, – запомнить кое-что о России». Однако так думали не все. К примеру, Д. Философов счел роман «сплошной клеветой на русский народ». А Иванов-Разумник назвал это произведение «развесистой клюквой», которую примут за правду только иностранцы. Между тем сам Пимен Иванович в одном из писем отмечал, что «все, что приведено в книге – имело место в жизни...»
Основная идея романа по Карпову – «вопль о земле». Вопль не в том смысле, что герои произведения – крестьяне села Знаменского, которые «больше пляшут, чем работают», лишены и пашни, и леса (всё это принадлежит помещику, камергеру Гедеонову). В данном случае это вопль о радости бытия, о стремлении к свету, к недостижимому Светлому Граду...
Конец 10-х – начало 20-х годов прошлого века – расцвет Карпова-писателя. Он издает сборники стихов «Звездь» и «Русский ковчег», книги рассказов «Трубный голос» и «Погоня за радостью», в которых отмечены признаки погрома среднерусской полосы. В 20-х годах начинает работу над автобиографической вещью «Из глубины». В 1933-м удалось даже издать ее кусок под названием «Верхом на солнце». Но писатель не устраивал новую власть: писал не то, что надо.
Следующим после «Пламени» был роман Карпова «Кожаное небо», впервые опубликованный во втором номере журнала «Наш современник» за 2007 год стараниями Сергея Куняева, больше всех между прочим сделавшего для того, чтобы возродить имя Карпова. Пимен Иванович начал писать роман в 1920-м, а завершил в 1922-м, весьма для него тяжелом. В письме к знакомому библиофилу Александру Борисовичу Рудневу он сообщает, что «пережил целую трагедию. Едва только я приехал в Рыльск, оттуда домой, чтобы заняться работой над книгой, вдруг узнал, что дома у меня и у моих знакомых был обыск, что меня хотели арестовать, а за что – черт их знает! Перепугали старуху мать, она упала в обморок, лежала без чувств... и с тех пор она – в постели и сейчас не встает. Всю семью мою разорили»...
Все повторялось в жизни писателя, пережившего тюремное заключение за революционную пропаганду (1905 год), конфискацию романа «Пламень», изгойство в литературной среде. В общем, «неудобный Пимен».
...В тридцатые и сороковые Пимен Иванович работает «в стол». Не имея крыши над головой, часто уезжает из Москвы в село Турка на лето, в живописных лугах и перелесках собирает цветы (Карпов очень их любил, по воспоминаниям племянницы Лии Александровны Цукановой), много читает и, конечно, пишет. Увлеченно занимается переводами современных советских поэтов. В Казанском филиале института языка, литературы и истории хранится письмо к татарскому поэту Мусе Джалилю, где он дает оценку его поэме. Перевод ее не был напечатан. Трудам Пимена Ивановича в тридцатые и сороковые фатально не везло с публикациями. В связи с этим он обратился даже с негодующим заявлением в Союз писателей: «...Скорее решайте судьбу моей книги, мою судьбу. Длить агонию нельзя. Или немедленное спасение, или немедленный конец». Но лишь в 1956 году «Советский писатель» со скрипом выпустил первую часть его автобиографического романа «Из глубины».
На протяжении десятилетий писатель пытался прорвать творческую блокаду, но вынужден был горестно констатировать, что боролся напрасно. В архиве, оказавшемся в моем распоряжении, уцелело несколько писем из переписки Карпова с издателями, Союзом писателей, свидетельствующих о том, каких трудов стоило ему преодолевать косность литературных догматиков. Можно только догадываться, какие моральные мучения испытывал Карпов, о чем красноречиво говорится в другом его послании в СП в 1957 году:
«Так как книгу избранных стихов моих «Цветень», два романа «Моя юная жизнь», «Сфинксы без загадок» (найдены в архиве в разрозненном состоянии – Н.Ш.), а также сборник повестей рецензенты-башибузуки... зарезали, то прошу правление Союза писателей в виде исключения переиздать повесть мою «Из глубины», вышедшую год тому назад и давно распроданную. О ней напечатана была положительная статья в «КП» 15.III.1957 года.
Я работаю в русской литературе более тридцати лет, печатаюсь с 1906 года. Обо мне в свое время писали Л.Н. Толстой, В.Я. Брюсов. А.А. Блок, А.М. Горький и другие. Травлю литературных шавок я отметаю. Но горько сознавать, что к концу жизни нет утешений и поддержки».
Переиздать «Из глубины» писательское начальство не захотело, памятуя, наверное, с каким скрипом проталкивался в свет первый выпуск романа. Да и было в курсе так называемой внутренней рецензии А. Лейтеса, по существу зарубившей тридцатилетний труд писателя, состоящий из трех частей, – в печать разрешили лишь первую. По мнению Сергея Куняева, Карпов создал в своих мемуарах портреты писателей-современников, не соответствующие привычному восприятию. Без ретуши, добавлю от себя.
...А жизнь близилась к развязке. При возвращении в столицу из очередной поездки на родину у Пимена Карпова на станции Хутор Михайловский Сумской области украли чемодан с рукописями – плодом его многолетних усилий. Он замкнулся в себе. Захандрил. Инсульт окончательно вывел его из строя. На такси Пимена Карпова привезли сначала в Рыльск, где жила племянница Алевтина Лагута, а потом на родину в Турку, к брату. Здесь он и провел последние дни.
Окруженный любовью и заботой родственников и земляков, Карпов скончался в мае 1963 года. Похоронили Пимена Ивановича на сельском кладбище. Отпевали при большом скоплении народа в церквушке, притулившейся к кладбищенской ограде. Позднее на могиле Карпова Союз писателей установил памятник…
Николай ШАТОХИН,
член Союза писателей России, исследователь жизни и творчества П.И. Карпова
Хомутовский район